Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

История Дальневосточных рок-фестивалей и альтернативной музыки

История Дальневосточной музыки.
История Дальневосточных рок-фестивалей и альтернативной музыки

Во второй половине 80-х хабаровским комсомолом был создан рок-клуб, где в почти сектантской секретности меломаны под руководством г-на Измайлова (ныне г-н Измайлов занимается лечением честных бюргеров г. Хабаровска от ожирения и курения) были заняты коллективным прослушиванием альбомов культовых западных рок-групп. В ряды этого клуба просочились хабаровские музыканты и под руководством г-на Серых осуществили политический переворот, в результате которого к председательству в оном пришел г-н Серых. От прослушивания альбомов западных культовых групп, вследствие этого политического переворота, рок-клуб в своей деятельности перешел к организации музыкальных акций и фестивалей, благо хабаровский комсомол выделил необходимое количество средств на покупку вполне приличного для того времени аппарата.

Хабаровский рок-клуб провел несколько музыкальных акций и два шикарных (все-таки финансировал комсомол) дальневосточных фестиваля. Но с 89-го года началось катастрофическое снижение интереса широкой общественности к рок-музыке (а точнее к ее "тяжелому" крылу). Хабаровск тогда традиционно трактовался, как город исключительно металлический. В итоге - тусовка сократилась почти в 10 - 20 раз и стала напоминать жалкую кучку последователей какого-то непонятного (в первую очередь им самим ) культа. Проводить акции, а тем более фестивали, стало не выгодно. К началу 90-го рок-клуб практически прекратил свое существование. Г-н Серых активно начал заниматься личным бизнесом. Приличный для того времени аппарат "куда-то делся". Музыканты разбрелись кто куда. Хабаровск, за некоторым исключением, стал дисциплинированно слушать "Ласковый май": Все, выше упомянутое, к Дальневосточному фестивалю рок и альтернативной музыки практически никакого отношения не имеет.

1. Стадия первобытно - романтического коммунизма

Итак, хабаровские рокеры после распада хабаровского рок - клуба остались практически "на бобах". Музыканты разбрелись кто куда. Одним из этих "куда" стал Политен (в то время Хабаровский Политехнический Институт), а точнее - клуб "Искра", где в тесной комнатке под названием "кислотная" в "лучшее время" репетировало до 14 групп. Выступать было негде и не на чем. Но было желание. А это главное. Весной 90-го "Искра" разжилась аппаратом "Ломо" на 400 Вт, белыми "Амати", которые до сих пор верой и правдой служат нужному делу. И был зал, куда могло вместиться до 1500 человек (стоя).

Первая попытка. 1 мая 1990 г. Было очень мило. В зале было 20 человек, не считая музыкантов. Все это больше напоминало генеральную репетицию. Но лиха беда-начало.

1 фестиваль. Конец октября - начало ноября 90-го. Как-то само собой получилось, что фестиваль длился 3 дня. Аппарат состоял из комплектов типа Ломо и Дуэт мощностью до 600 Вт. Отсюда может быть и появился миф, что на фестивале всегда звук ужасный. Дабы не путали с серыховскими фестивалями, я не решался назвать все это фестивалем. Билет стоил рубль.Сам сидел на кассе и, одновременно, на контроле. За пультом типа "Электроника" сидели по очереди сами музыканты. Публики за три дня было порядка 340-ка человек. В фестивале приняли участие "Процесс" с В.Таюрским, "Похоронная компания" с М.Чупровым , "Зеф" (Биробиджан), "Система Цветных Сновидений", "Совет Андерсена", "Панк-клуб" института культуры, "Ник Рок-н-Ролл" (Владивосток), "Просто", "Пупкин и сыновья", и др. Единственно, что старая (металлическая) гвардия хабаровских рокеров все это начинание не поддержало. Как бы было тихое противостояние. "Ну, вперед, голубчики!". И мы перли вперед!

Время было аховое! Для того, чтобы попасть в программу, для этого нужно было просто прийти и заявиться. Никакого отбора не было. Все было построено на доверии и равноправии. Главное-это желание, а все остальтное прийдет.

Полное отсутствие охраны, дешевые билеты (билет стоил 1 рубль), мизерное количество зрителей в зале и полное доверие к музыкантам... Мне тогда казалось, что людям необходимо доверять, и лучше, если это будет абсолютно, что рок-н-рольщик отличается от гопника, что если человек выходит на сцену, то ему есть, с чем выходить. Есть публика, в конце концов. А публика всегда права. Публика была, есть и всегда будет дурой. Для любого человека свойственна гордыня, а для советского и постсоветского человека тем более. Я ошибался. Эти ошибки до сих пор часто сказываются. Эти ошибки сформировали миф о чрезмерной доступности. Не об открытости, а о доступности. И все это помножено на дурное советское генетическое наследство. Некоторые хабаровские музыкальные проекты собирались за две недели до фестиваля, создавали свою гениальную фестивальную. Я, конечно, подозревал. Собственно, было все и так слышно. Я скрипел, но пропускал. В итоге, на сцене полный отстой. Как всегда виноваты организаторы, аппарат и т. п.

Второй фестиваль. Декабрь 90-го года. Второй фестиваль длился один день. "Похоронная компания", "Пупкин и сыновья", "Совет Андерсена", "Система Цветных Сновидений" и пр. Все это было посвящено "искровскому" делегированию в Харьков на фестиваль и в ленинградский рок-клуб. Эта поездка мне подарила еще одну иллюзию: если иногородний проект добрался до фестиваля, то он должен обязательно попасть в программу. Эта порочная практика держалась вплоть до 1999 года. Большей частью "незваные гости" сваливали на наши головы столько проблем , особенно когда гости съезжали из "гостиничных номеров"! Если бы взамен было хоть что-то похожее на музыку! Было бы понятно! А так...

Как мне сегодня кажется, что все- таки нормальный человек прежде, чем собирается приехать в гости, сообщает об этом. Хочешь попасть на фестиваль - узнавай условия заранее.

Третий фестиваль. Конец января 90-го года. Этот фестиваль был трехдневным. Молодежная редакция хабаровского телевидения любезно пошла нам навстречу и сняла небольшую программу с фестиваля (минут на 40). Это был наш по-настоящему первый прорыв. Благодаря ТВ, в фестивальной программе появилась легендарная хабаровская группа "Трек". Помимо "Трека", на фестивале играли "Легче Воздуха" с А. Шульцем, "Посткриптум", "Просто", "Похоронная компания", "Система Цветных Сновидений", "Процесс", "Школьная Уборщица", "Оркестровая яма" с Н.Никитином, "Титаник", "Совет Андерсена", "Процесс" и др. Стоит еще отметить, что фестивали проводились без копейки спонсорских денег, все шло со сборов. Понятно дело, какие были сборы! Малобюджетные фестивали? Это мягко сказано! Сегодня я не понимаю того Вязанкина, который ввязался во всю эту суету! Хотя, что не делается, все - к черту!

Четвертый фестиваль был однодневным. Пожалуй стоит сказать, что он был пока единственным, который был не в стенах Политена и с явно политической подоплекой, при непосредственном менеджменте г-на В.Блажевича. Мне кажется, что В.Блажевич простит мне наглость, что я внес этот "экшн" в реестр рок-фестивалей. Во-первых, программой занимался я, а во-вторых, играли опять же на наших белых "Амати". В программе были "Кузница" с В.Кривунем, "Просто", "Система Цветных Сновидений" и пр. Именно на этом фестивале дебютировала хабаровская группа "Город Ха" с П.Терновым.

На первых фестивалях вырабатывались факторы, определяющие фестиваль впоследствии:
Фактор равновесия. Т.е. принцип ,который можно определить фразой: "Каждой твари по паре". Если этот фактор нарушен, то фестиваль не в кайф.

Фактор соучастия. Безусловно, фестиваль является преступлением, явно эстетического толка, против норм, вкусов и обычаев типично чиновничье-бюргерской городской жизни. Незавидна участь случайных свидетелей. Как правило, фестиваль им не в кайф. В конце концов, если рудименты постсоветской лени и тотальной гордыни вступают в конфликт с нормальным животным рефлексом "отдохнуть и повеселиться", то какой же нужен фестиваль, чтобы он был в кайф?

Фактор коммуникаций. Если делается фестиваль, так делается он для общения. И если не выстраиваются специфические взаимоотношения типа: музыкант-музыкант, музыкант- зритель, зритель- зритель, то фестиваль не в кайф. Может быть, фестиваль на сегодняшний день является единственной из форм мистерий. Именно на фестивале, по всей вероятности, возможно разрушение понятия "социальная роль". По крайней мере, есть возможность освобождения. Если нет даже намека на это, то фестиваль не в кайф. Между прочим, люди до идиотизма привязаны к своим социальным ролям!

Фактор жертвенности. На этом, пожалуй, стоит остановиться особо. Фестиваль- это особого рода мистерия, где от каждого, организатора, работника, музыканта, тусовщика требуется, в меру возможностей и способностей, по доброй воле жертва. Безусловно, не кровавая. Без этого, как правило, фестиваль не в кайф.

Фактор рок-н-ролльности. Как-то "рок-н-ролл" затаскали по всяким углам и понятиям, по всяким тусовкам и тусовочкам. Зачастую, рок-н-роллом прикрывают банальные жлобство и неумение делать музыку. Все это приводит к тому, что сегодня это понятие упоминать не хочется. Но с другой стороны, не называть же это все фолком! Сегодня, пожалуй, можно говорить о некоей мифической "энергии", с помощью которой можно моделировать новое, отличное от других, эстетическое пространство. Именно отсюда идет на фестивале неприятие кавер-версий. Отсюда и уникальность проектов, и понятие "личности", свой саунд, свое звучание, свое музыкальное направление: Это всегда индивидуально! Если этого нет, то фестиваль не в кайф.

Фактор любви и доверия. Сегодня этот фактор в полной мере касается только тех групп, которые умудрились стать культовыми фестивальными. Кстати, это преходяще! Без этого фестиваль не в кайф.

Фактор мастерства. Глупо стараться плохо играть! Но почему-то это очень часто происходит! И во всем музыканты винят кого угодно, только не себя! Воистину, век живи - век учись! Без этого фестиваль не в кайф.

Фактор адекватности. К сожалению, практически всегда звучание адекватно мастерству, вне зависимости от качества аппарата и особенностей концертного зала. Но публика не всегда адекватна музыке. Иногда что-то из этого отсутвует. А во общем-то, публика всегда дура. За редким исключением. Вот здесь сложно утверждать, что в кайф, а что не в кайф.

P.S. Некоторые самодеятельные креаторы пытаются добавить факторы водки (о, водка!), наркотиков, брутальности, веселости, актуальности, продвинутости, доступности и т.п. На мой взгляд, сегодня это все взаимоисключает вышеперечисленное, а значит, ведет к попсовости, вне зависимости от музыкальной обертки: стиля, направления, саунда , т.е. к песенкам типа "про цветочки - клюковки".

И, пожалуй, самое главное, фестиваль -это процесс. Если фестиваль не процесс, тогда он не в кайф.

Пятый фестиваль. Май 91-го. "Город Ха", "Система Цветных Сновидений", "Легче Воздуха", "Просто", "Дядя Федор и Ко"(Владивосток), "Посткриптум", "Процесс", "Тайник", "Проект Бражнкова", "Анестезия", "ЗПЧ" (Арсеньев), "Оазис" и др.

В августе 91-го произошли памятные события. Мы попрощались с СССР. "Искра" простилась с финансированием. Если в союзное время более, чем скромно "Искру" скупо финансировали профсоюзы, то после августовского путча профосоюзы отказались от "Искры". И в новое для нас капиталистическое время мы воошли в виде ТОО "Искра" с сумашедшей идеей проведения фестивалей и абсолютно без стартового капитала...

Помимо бесконечных финансовых проблем, была еще одна: как назвать все эти "экшены". От названия фестиваль я бежал, как черт от ладана. Кто-то из хабаровских музыкантов предложил назвать все это "Весенним драйвом". Мне, честно говоря, ужасно не понравилось: более неблагозвучного и не отражающего суть происходящего я не мог и предположить, но лучше ничего не мог выдумать. Итак, "Весенний драйв". Март 92-го. В фестивале приняли участие Маньчжурский прикол, Ядерный блюз, Амурский бульвар, Город Ха, Сиситема Цветных Сновидений, Оркестровая яма, Оазис, Ткач, Процессор, Яблочный джем с М.Подледневым, впервые чудная владивостокская группа Клади, впервые Boloney и Замок с С.Сычевым. Кстати, на этом фестивале барабанщик группы Boloney, Стас Никишин, получил приз, как самый молодой участник фестиваля. Стасу было тогда 16 лет. Приз предоставило издательство "Амур". Аппаратурные проблемы на фестивале вызвался помочь решить С.Сычевой... И, слава богу! Это был капитальный шаг вперед! Группа Замок, пожалуй, была единственная в городе в то время со спонсором. С.Сычевой загорелся фестивальной идеей, и свел меня со своим спонсором. В итоге, на 7-м фестивале, который назывался "Весенний драйв-2", появился лучший аппарат в Хабаровском крае с Б.Итуниным. Несмотря на это, музыканты по-прежнему говорили, что звук плохой. Меня всегда интересовало, а где они играли на лучшем звуке? За исключением Трека! В фестивальных концертах приняли участие Boloney, Замок, Оазис, Оркестровая яма, Эмбауэлл, Ткач, Процессор, Ромейко-бэнд, Кузница, Бунт Зерен (Владивосток) с г-ном Погодаевым, Город Ха, Система Цветных Сновидений, Оазис, Трек.

Кстати, вместе с Треком на фестивале появился и г-н Серых, который помог с охраной на фестивале, снимал концерты на свою видеокамеру. Он даже показывал фестивальные материалы какому-то японскому деятелю из шоу-бизнеса. Пожалуй, именно на этом фестивале мне пришла в голову мысль, что стоит остановиться на одном фестивале в год. Нужны материальные и творческие ресурсы. А для российской глубинки это всегда большие проблемы! Эпоха первобытно-романтического коммунизма подходила к концу, мы вступали в новую фазу. Романтический энтузиазм заканчивался. Именно музыканты, в первую очередь, требовали "элементов шоу-бизнеса". Бессознательно, конечно! Нужна была команда, которая бы занималась организацией фестиваля в течении года, нужны были деньги на аренду аппарата, нужны были новые творческие имена. В зале была публика, гораздо больше, чем те жалкие 340 человек, которые традиционно шли на концерты.

2. стадия. Эпоха романтического демократизма

Осенью 92-го года в "Искре" появились люди, которые со временем стали неотъемлемой частью фестиваля. Это Н. Шеремет, Т. Гайдукова, В. Павловская. Сначала фестивальная идея вызывала целые шквалы сарказма. Они почти ничего не знали. Но, столкнувшись лицом к лицу, погрузившись в эту мистерию, они изменили свою точку зрения на происходящее. Мне иногда кажется, что эта дурацкая идея сильно подпортила им личную жизнь.Сегодня трудно представить фестиваль без Н. Шеремет, Т. Гайдуковой, В. Павловской. И если бы не они, поверьте, фестивалей бы не было! Время было очень сложное. Голодное. Безденежное. Нервное. Откуда-то появилось бесконечное количество гопников. Так бывает с тараканами. Чуть-чуть не досмотрел, и полное жилище этих мерзких животных. Хабаровск почти поголовно был со стрижеными затылками и слушал тюремный шансон. Это, пожалуй, свойство Хабаровска - крайности. С 93-го года фестиваль стал материально и морально поддерживать комитет по делам молодежи администрации Хабаровского края. Комитет выделил средства на аренду аппарата. Но, удивительное свойство провинциальных музыкантов делать врага из человека, сидящего за пультом, привело к тому, что Б.Итунин отказался сотрудничать с нами. Обслуживал фестиваль личный состав группы Лайнер. В программе были Город Ха, Бунт Зерен (Владивосток), Оазис, Зеф (Биробиджан),Bubble Gum (Комсомольск-на-Амуре), Маньчжурский прикол, Система Цветных Сновидений и т.д. Ведущий фестиваля, тогда - В. Кушнарев, списался со своими одноклассниками. Это были музыканты из группы Deathonator из Южно-Сахалинска. Именно, на этом фестивале в первый раз выступала группа Deathonator, со временем ставшая культовой фестивальной группой. Стоит добавить, что с этого года фестивали стали проходить в последние выходные марта. С этого года фестиваль стал ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ, хотя пресса и тусовщики часто называли это все "Весенним драйвом". Хотя мы "Искрой" стараемся уже на протяжении семи лет не употреблять это выражение.

9-й Дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки. Ведущим на этом фестивале был В.Кушнарев. В программе: Оазис, Процессор, Город Ха, Система Цветных Сновидений, Deathonator, Бунт Зерен (Владивосток), Бодом (Большой Камень), впервые приехала группа из Южно-Сахалинска Йеху с А.Кротовым. Потихоньку мне стали намекать, что неплохо, если бы на фестиваль приехали какие-нибудь "звезды". Я спрашивал"Зачем?" Толком мне никто не мог ответить. Я всегда считал,что это для понтов. Пожалуй, именно с этого фестиваля потихоньку начала увеличиваться хабаровская рок-тусовка. Но глобальные изменения были впереди. Кстати, я в чем-то могу допускать неточности - архивы того времени утеряны, приходится все восстанавливать по памяти и по воспоминаниям свидетелей, участников и организаторов.

С 10-го фестиваля стала потихоньку появляться именно технология фестиваля. Наметились первые конфликты между элементами шоу-бизнеса и андеграунда. Хотя, как мне теперь кажется, мы вполне успешно решали эти конфликты. По крайней мере, было интересно без хедлайнеров решать проблемы аншлагов. Или по-другому - хедлайнеров должны создавать мы сами. Стала меняться и технология подготовки фестиваля. Одним из учредителей фестиваля официально стал комитет по делам молодежи администрации Хабаровского края. Мы стали рассылать официальные письма по городам и весям Дальнего Востока. И если поддерживают государственные органы всевозможные творческие проекты от чиновничьих театров драмм и комедий (естественно музыкальных), то почему бы государственным органам ни поддержать рок-н-ролльное пространство? По поводу государственных органов. Вторым учредителем выступил комитет по культуре и искусству администрации Хабаровского края. Собственно, этот комитет является официальным владельцем самого лучшего в Хабаровском крае аппарата.

Думалось мне, что если аппаратом не помогут, хотя бы денег дадут. Мы подписали соглашение с этим комитетом, как сейчас помню, на 5000 рублей. Я смекнул, что на все эти деньги смогу фестиваль провести не как обычно в 3 дня, а в пять. Но буквально перед фестивалем комитет по культуре отказал нам в деньгах и с аппаратом не помог, сославшись на то, что в то время наше славное государство российской вело войну в Чечне. Толстая чиновница, из бухгалтеров, долго и культурно объясняла мне, что не будет денег, потому как им самим зарплату задерживают.

Я психанул, и решил, что никогда с этим комитетом работать я не буду. И правильно сделал. Не культурное это дело рок-н-ролл. Фестиваль шел 4 дня.

Итак, 10-й фестиваль. Фестивальная программа:

1 день
Ткач (Хабаровск)
Оркестровая Яма (Хабаровск)
Повешенная луна (Хабаровск)
Оазис (Хабаровск)
Замкнутый круг (Амурская область п. Сковородино)
Бодом (Большой Камень)
Trident (Улан-Удэ)

2 день
Ответная реакция (Аян)
Грааль (Хабаровск)
Beer blinds (Хабаровск)
Чарли (Хабаровск)
Inside dead (п. Переясловка)
Джагго (Хабаровск)
Satan (Satisfaction Tangle) (Благовещенск)

3 день
Клевер (Хабаровск)
Город Ха (Хабаровск)
Йеху (Южно-Сахалинск)
Black Elks vision (Хабаровск)
Darkhaireds-n-Meegas (Петропавловск- Камчатский)
Центральный орган (Южно-Сахалинск)
Процессор (Хабаровск)
Каспар Хаузер (Улан - Удэ)

4 день
М.Журавлев
Система Цветных Сновидений (Хабаровск)
Л.Филатов
Boloney (Хабаровск),
Алекс (Хабаровск)
Бунт Зерен (Владивосток),
Deathonator (Южно-Сахалинск).

Аппарат на этом фестивале был плохонький. Не из-за отсутствия средств, как ни странно, но деньги на аппарат были. Но... Это вечные проблемы - качество музыки и удивительное свойство музыкантов делать своим личным врагом человека, сидящего за пультом. Мы начали активно селить группы. Сахалинская группа Центральный орган на фестиваль приехала в угольном вагоне. Нужно было учиться зарабатывать деньги. Именно с этого фестиваля началась конкретная работа над логотипом фестиваля, символикой. Именно с этого фестиваля появилась публика в зале. Очень многие хабаровские тусовщики стали рок-н-ролльщиками, благодаря 10-му фестивалю. Фестиваль стал обрастать городами и культовыми фестивальными группами. Итак, в последние выходные марта в Хабаровске на протяжении трех лет наблюдался рок-н-ролльный бум.

1996 год. 11-й Дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки. Программа:

1 день.
Astroflyer (Хабаровск)
Пи-19 (Благовещенск)
Bubble Gum ( Комсомольск-на -Амуре)
Beer Blinds (Хабаровск)
Эксцесс (Южно-Сахалинск)
Чтобы на заре врага за ногу дергать (Владивосток)
Оркестровая яма (Хабаровск)
Процессор (Хабаровск)
Inside dead (п. Переясловка)
Trident (Улан - Удэ)

2 день.
Повешенная луна (Хабаровск)
Подстанция (Хабаровск)
Lazy fox (Улан -Удэ)
Империя снегов ( Улан -Удэ)
Галлюциноген (Благовещенск)
Грааль (Владивосток)
Rotten whims (Владивосток)
Джагго (Хабаровск)

3 день.
Darkhaireds -n -Meegas (Петропавловск-Камчатский)
Boloney ( Хабаровск)
Система Цветных Сновидений (Хабаровск)
Глаза (Хабаровск)
Йеху (Южно-Сахалинск)
Оренбургская желтая (Южно-Сахалинск)
Трек (Хабаровск)
Deathonator ( Южно-Сахалинск)

Это был один из самых спокойных фестивалей. Со своими открытиями. Со своими приколами. Так, Владивостокские команды приехали практически за неделю до фестиваля. Мы вынуждены были их где-то селить и как-то подкармливать. Впрочем, тогда мы сильно не жалели, мы радовались, что обрастаем новыми городами и новыми командами. Хотя, я именно тогда начал задумываться о том, что нужно отрабатывать технологию отбора групп на фестиваль. Все не имеют права попасть в программу, потому как если на фестивале все стили и направления равноправны, то уровень групп оставлял желать лучшего. Нужно было бороться за качество. Потому что, ругали, да и до сих пор ругают не конкретные группы и конкретных исполнителей, а чаще всего организаторов фестиваля, наивно полагая, что... впрочем, поговорка про бревно, про соломинку и про некоторый детородный орган как нельзя лучше подходит для провинциальных музыкантов и их, так называемых, поклонников.

1997 год. 12 фестиваль. Программа:

1 день.
Затмение (Хабаровск)
Страна Ос (Хабаровск)
Искусство сна (Хабаровск)
Fade (Владивосток)
Чтобы на заре врага за ногу дергать (Владивосток)
Вокеры (Хабаровск)
Пи-19 (Благовещенск)
Игра в пятром (Хабаровск)
Todesgeist ( Владивосток)
Эксцесс (Южно-Сахалинск)
Альтера (Благовещенск)
Inside dead (п. Переясловка)
Колумбариум (Хабаровск)

2 день.
ДВР (Хабаровск)
3-27 (Комсомольск-на-Амуре)
Тандем (Владивосток)
Anti body culture (Хабаровск)
Треугольник (Хабаровск)
Bubble Gum (Комсомольск -на-Амуре)
Samadhi (п.Восточный)
Даки (п. Ванинор)
Транквилизатор (Долинск)
Last republic (Владивосток)
Галлюциноген (Благовещенск)
Аффект (Южно-Сахалинск)
Пропаганда (Находка)
Crazy H (Комсомольск-на Амуре)

3 день.
Просто (Хабаровск)
BSB (Владивосток)
Система Цветных Сновидений (Хабаровск)
Империя снегов (Улан-Удэ)
Boloney (Хабаровск)
Глаза (Хабаровск)
Бодом (Большой Камень)
Джон Солярис (Владивосток)
Trident (Улан-Удэ)
Deathonator (Южно-Сахалинск)
IDK (Улан-Удэ)
Трек (Хабаровск)

Эту фестивальную программу мы записали на многодорожечник, на Нью-миксе нам все свели. И... Я, конечно, сделал компиляцию тиражом около 30 кассет. Качество - основная проблема. Качество музыки, изложения, аранжировок. Большей частью в записи слушать было нечего, к сожалению. Это проблема отбора групп на фестиваль. Помимо концептуальности остро встала проблема изложения идеи (если, конечно, она была). Помимо этого обострилась проблема зала - его акустических свойств. Но эту задачу нам было решать не под силу: зал нам не принадлежал и у нас не было ресурсов для по сути реконструкции концертного зала. У меня появилось именно тогда ощущение легкой стагнации движения. Хотя тогда это было едва намечено.

Фестиваль обрастал городами, новыми группами. Но не новыми музыкальными идеями. К сожалению, в провинции слишком низок творческий темп жизни в группах. Большей частью, как мне казалось и кажется, то что выдается под видом рок-н-ролла - это жалкое подобие здорового досуга, но никак не самовыражения. Шаровые проекты с до беспредела амбициозными музыкантами, если бы они так играли, как это показывали. Самое на мой взгляд неприятное это то, что я догадывался о реальном положении вещей, но, честно говоря, не хотелось верить, а тут мы все по-нормальному записали и свели в студии... Мне до сих пор жалко потраченных денег. Не в коня корм.

К сожалению, заключительная часть повествования утеряна.

Также по теме:
История города Хабаровска, информация и публикации о городе.