Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Этапы и особенности переселенческого движения на Дальний Восток

В XIX веке по размерам территории и численности населения Россия значительно отличалась от Русского государства начала предыдущего столетия.
В XIX веке по размерам территории и численности населения Россия значительно отличалась от Русского государства начала предыдущего столетия. В ее состав вошли Финляндия, Бессарабия, почти весь Кавказ, большая часть Казахстана и современная территория Приморского края.
Реформы 60-70-х годов XIX столетия расчистили путь для капиталистического развития страны, но их незавершенность порождала новые проблемы. Предстояло провести модернизацию страны, расположенной на двух континентах. Окраинные регионы империи находились в неравноценных условиях по сравнению с центром и имели различное историческое прошлое. Реформаторская направленность правительственной политики во II половине XIX в. слабо коснулось дальневосточной окраины. Только в 90-е годы дошла сюда судебная реформа, а земская не реализовывалась вообще.
Общая площадь российских территорий на Дальнем Востоке составляла в середине XIX века 3894,5 тыс. кв. километров. Здесь проживало 401,5 тыс. человек. В течение второй половины XIX века число жителей увеличилось в 2,5 раза и составило к 1897 году более 1 млн человек. Плотность же населения оставалась самой низкой в стране - менее 1 человека на 1 кв. километр. Небольшим было число городских жителей. Население росло, прежде всего, во II половине XIX века за счет переселенцев. В Амурской области они составили 54,3%, Приморской - 61,4%. Целенаправленная переселенческая политика обуславливалась как внутренними потребностями, так и необходимостью укрепления обороноспособности российских рубежей на Тихом океане.
Этапы переселенческой политики. Переселенческое движение на Дальний Восток во II половине XIX - начале ХХ вв. прошло три этапа:
I-й 1861 - 1881 гг. - сухопутное переселение.
93
II-й 1882 - 1900 гг. - переселение морским путем.
III-й 1901 магистрали.
1917 гг.
переселение по Транссибирской железнодорожной

Переселение осуществлялось в двух видах: принудительном и добровольном. Принудительный способ включал передвижение воинских команд по приказу, отправку казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку каторжан и др. Добровольным принято считать переселение желающих поселиться на новых землях.
С включением Уссурийского края в состав Российской империи после подписания Пекинского договора (1860г.), началось его активное освоение. Первыми переселенцами на территории юга Дальнего Востока были военные и казаки. Казачеству отводилась двойная роль: на них возлагалась хозяйственное освоение новых земель и их защита. Первые казачьи поселки возникли по реке Уссури - Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский, Княжеский и др.
С 1855 по 1862 гг. на реке Уссури было основано 29 станиц и поселков. Затем казачьи поселения стали появляться на юге Приморья, в 1859 г. возникли военные посты - Турий Рог на берегу озера Ханка и в бухте Св. Ольги. В 1860 г. солдаты 3-го линейного батальона образовали посты в бухте Новгородской, на территории современных пос. Раздольное и Угловое и др. А 20 июня (2 июля) 1860 г. на военном транспорте "Манджур", под командованием А.К. Шефнера, в бухту Золотой Рог были доставлены солдаты 3-ей роты 4-го линейного батальона, основавшие военный пост Владивосток. Возглавлял команду прапорщик Н.В. Комаров.

Созданный сначала в чисто стратегических целях Владивосток стал вскоре быстро развиваться как порт. В 1871 г. сюда из Николаевска-на-Амуре была переведена главная база Сибирской военной флотилии. В 1880 г. Владивосток был объявлен городом.

Самым массовым во II половине XIX века было крестьянское переселение. Этот процесс стимулировался отменой крепостного права, крестьянским малоземельем в центре страны, большими площадями свободных земель и угодий на юге Дальнего Востока, отсутствием здесь помещичьего землевладения.
В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному 26 марта закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет.

Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин (109 га) на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности; за плату (3 руб. за десятину) поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры усилили миграционную подвижность населения страны, способствовали притоку на дальневосточную окраину крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.
Значительные успехи в переселении были достигнуты в Амурской области, куда устремилась подавляющая масса переселенцев и где осваивались плодородные земли Амурско-Зейской равнины. Уже к 1869 году Амурская область сделалась житницей всего Дальневосточного края и не только полностью обеспечивала себя хлебом и овощами, но и имела большие излишки. На территории Приморья удельный вес и численность крестьянского населения в конце XIX в. были меньшими, чем в Амурской области, но и здесь размах переселения был велик.

В 1861 - 1881 г. на дальневосточную окраину прибыло 11,8 тыс. крестьян, в том числе в южное Приморье - примерно 3,7 тыс. человек. В этот период в переселении на Дальний Восток участвовали в основном крестьяне из губерний Черноземного центра, Среднего Поволжья, Сибири и лишь отчасти Украины. Примерно 51,8% переселенцев в Приморье составили крестьяне из Астраханской, Воронежской и Вятской губерний. Среди переселившихся в Амурскую область преобладали выходцы из Астраханской, Тамбовской, Самарской, Воронежской, Енисейской и др. губерний.
В 1880 г. рейсом парохода "Москва" было открыто сообщение между Одессой и Владивостоком. Право осуществлять товаропассажирские перевозки было предоставлено созданному на народные пожертвования Добровольному флоту.

На собранные деньги (в 1876г. - 3,7 млн руб.; в 1879 - 1902 гг. - 4,15 руб.) в Германии были приобретены три первых парохода "Россия", "Москва", "Петербург". С 1881 г. Добровольный флот стал осуществлять доставку переселенцев морем. Время пребывания в пути сократилось с 2-3-х лет до 2-х месяцев. Причем не менее 250 семей ежегодно переселялись за счет казны. Для вновь прибывших был установлен денежный залог в 600 рублей для обзаведения крестьянским хозяйством.
В период с 1897 - 1900гг. пароходами Добровольного флота было перевезено 179 тыс. человек, из них 148,6 тыс. человек - военных, 20260 - переселенцев, свыше 5 тыс. - частных пассажиров. В переселенческом движении в эти годы произошли изменения, если до открытия пароходной линии преобладали переселенцы из Поволжья и Средней полосы, то после ее открытия - жители губерний Левобережной Украины (Черниговской, Полтавской, Харьковской). На их долю приходилось 77% переселившихся.
Параллельно с крестьянским переселением из европейской России шел процесс неземледельческой колонизации в основном за счет ремесленников, рабочих - отходников, каторжан и ссыльных. Особенно заметно эта тенденция проявилась в Амурской области, где неземледельческая колонизация давала в 90-е годы 33,3% вновь прибывающего населения. В конце века начинает практиковаться массовое контрактование квалифицированных рабочих из европейской части России на строительство железной дороги, во Владивостокский порт и т.д.

На Дальнем Востоке, с его концентрацией войск, ежегодно увольнялись в запас тысячи солдат и матросов. В 1893 г. был принят закон, предоставлявший им ряд льгот. Уже через четыре года в Приамурском генерал-губернаторстве насчитывалось более 15 тысяч уволенных в запас и оставшихся здесь на постоянное место жительство.
Царская администрация рассматривала каторгу и ссылку как еще одну форму колонизации. В Южно-Уссурийском крае ссыльные прибывали из Забайкалья и Сахалина. Так в 1900 году в Приморской области проживало более 35 тысяч ссыльных, из них в Приморье - 4 тыс. т.е. 1,4% населения края.
В пореформенный период на Дальний Восток прибыло более 116 тыс. человек, из них крестьян - 95 тыс. (81,8%), казаков до 10 тыс. (9%). Обратно возвратились не более 2% переселенцев.
За 35 лет население Дальнего Востока возросло на 68% и составило к 1897 г. в Забайкалье - 1071,6 тыс. человек, в Приамурье - 326 тыс. человек, в Приморье, на Камчатке и Сахалине - 540 тыс. человек.

Важное значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока имело строительство Транссибирской железной магистрали.
Великий сибирский железнодорожный путь связал Сибирь, Дальний Восток с европейской частью России. Строительство железной дороги было начато в 1891г. одновременно с двух сторон - от Челябинска и Владивостока.

В период сооружения восточного участка Транссиба - Уссурийской железной дороги (1891 - 1897гг.) резко возрос приток капиталов и рабочих на юг Дальнего Востока. В 1897-1903 гг., по договоренности с китайским правительством, часть магистрали прокладывается через Маньчжурию (КВЖД), соединив Уссурийский край с Россией сплошным рельсовым путем.

В 1900 г. перевозка крестьян морем была прекращена, однако приток переселенцев не только не уменьшился, напротив продолжал расти: за 1900 - 1903 гг. в Приморье переселилось 37,6 тыс. крестьян - больше, чем за предыдущее десятилетие. В дальнейшем переселение разворачивалось в зависимости от ввода в действие новых участков Транссиба. В 1905 г. было открыто регулярное движение по кругобайкальской дороге. В 1909 гг. Сибирская магистраль стала двухпутной, а в 1913 г. вторая колея была проложена вдоль Байкала. Сквозное железнодорожное сообщение от Челябинска до Владивостока было открыто в 1916 г. после окончания строительства Амурской железной дороги. Транссибирская магистраль была разделена в административном отношении на 4 дороги: Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую.

Однако Транссиб был важен для России не только в плане переселения на восток. Эта дорога имела огромное экономическое, политическое и стратегическое значение. С ее вводом открывались большие возможности для привлечения русского и иностранного капитала к разработке недр Сибири и Дальнего Востока. Дорога обеспечивала сибирской пшенице выход на внешний рынок. Как писал С.Ю. Витте, это выдвигало Россию на первое место "не только как посредника в торговом обмене, но и как крупного производителя и потребителя, ближе всего стоящего к народам Азиатского Востока". Политическое значение Транссибирской железной дороги состояло в том, что расширение притока крестьянского населения в восточные районы страны ослабляло недовольства в европейской части, а следовательно укрепляло самодержавно-помещичий строй. Дорога учитывала и стратегические интересы России, позволяла защищать дальневосточные владения от возможной агрессии.
Особенности переселения в начале ХХ века. В начале ХХ в. в связи с увеличившимся потоком переселенцев, были установлены новые правила переселения. По ним с 1 января 1901г. вместо 100-десятинного семейного надела переселенцы получали на каждую душу мужского пола бесплатно не свыше 15 десятин земли, при этом сохранялось право неограниченной покупки земли по очень низкой стоимости (3 рубля за десятину). Все это привело к тому, что дальневосточное крестьянство стало собственником значительных земельных угодий. В 1894 г. в Приамурье в среднем на крестьянское хозяйство приходилось 90 десятин земли, в Приморье - более 60, в то время как в европейской части России в среднем на хозяйство - 11 - 12 десятин земли.
Особенностью заселения Южно-Уссурийского края было активное формирование городского населения, которое с конца XIX века шло более высокими темпами, чем сельское. В 1897 г. горожане составляли 20,1% жителей Приморья, а в 1913 г. - 28% (в то время как в среднем по России соответственно 13,4% и 17,9%). Особенностью формирования населения на Дальнем Востоке, как и на других колонизуемых окраинах, было неблагоприятное соотношение полов: по данным переписи 1897 г. доля женщин

составляла в Приморье всего 28,4%, хотя в ходе заселения она менялась и к 1914 г. возросла до 38,9%. В начале ХХ века были предприняты меры по снижению роли "желтой" миграции, в результате удельный вес иностранцев (подавляющее большинство которых составляли китайцы и корейцы) снизился с 26,4% (1897 г.) до 17% (1913 г.).
СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ (в процентах)
С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы (1906 г.) приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. В 1909 г. Столыпин формирует Комитет по переселению на Дальний Восток и разрабатывает широкомасштабную программу освоения Дальнего Востока. Программа предоставляла переселенцам различные льготы: право переезда за казенный счет, безвозвратная ссуда от 100 до 200 рублей в зависимости от района переселения, предварительные землеустроительные работы. В местах переселения были созданы школы и фельдшерские пункты, построены шоссейные дороги.
Несмотря на имеющиеся недостатки (местный бюрократизм, формальное отношение к нуждам переселенцев, недостаточное финансирование), переселенческая политика Столыпина имела прогрессивное значение. Увеличилось население Дальнего Востока. В 1907 - 1913 гг. темпы среднегодового переселения превышали 40 тыс. человек, а в целом за 1900-1916 гг. в Приморскую область прибыло более 200 тыс. человек. Новоселы освоили миллионы десятин земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил Дальнего Востока. Становление земельных отношений в переселенческих районах шло в том направлении, о котором говорил П.А. Столыпин, - создание крепких единоличных хозяйств.

Быстрый рост населения Дальнего Востока создал благоприятные условия для экономического и культурного подъема региона.

Также по теме:
Хабаровская документация города.