Племена мохэ. В III - VII веках нашей эры на территории Приморья, Маньчжурии и Приамурья проживал народ мохэ. Жили они общинными поселениями, которые в свою очередь объединялись в племена. Мохэсцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, используя для вспахивания земли лошадей и свиней. В мохэском обществе шел процесс образования классов. У них существовало разделение на знать, простых общинников и неполноправное население. Основную часть доходов мохэская знать получала от войн с соседними народами, а также в виде даров от простых общинников.
За свои привилегии вожди и старшины выполняли важные административные и судебные функции и защищали население от набегов врагов.
Таким образом, у мохэских племен в результате социально-экономического развития происходит постепенный переход от первобытнообщинных к раннеклассовым отношениям, от родоплеменной организации к государственности.
Мохэ подразделялись на семь территориально-племенных объединений, возглавляемых родоплеменными предводителями, или вождями, каждый из которых был независим от других и управлял самостоятельно.
У одного из этих племенных объединений - сумо мохэ зародилось первое государство тунгусо-маньчжурских народов - Бохай.
Бохайское государство (698 - 926 гг.) было первым раннеклассовым объединением на территории Дальнего Востока России.
Оно включало Маньчжурию, Приморье и Северную Корею. На севере государство Бохай соседствовало с племенным объединением хэйшуй мохэ (“хэйшуй” - Черная река - древнекитайское общее название Амура и его притоков), на северо-западе - с древними монголами (шивэй), а на юго-западе - с киданями, на юге - с корейским государством Силла.
Объективные и субъективные предпосылки образования государства Бохай.
Главной предпосылкой возникновения государства Бохай являлось наличие производящего хозяйства, земледелия и животноводства у наиболее развитых мохэских племен. Однако нельзя сбрасывать со счета и внешнеполитический фактор, а именно угрозу завоевания мохэских племен сначала древнекорейским государством Когуре, а затем китайской империей Тан.
Непосредственным толчком к объединению в единый союз, а затем в государство послужило военное давление со стороны китайской династии Тан. Часть мохэ после 30 лет жизни в китайском плену воспользовалась восстанием и ушла на северо-восток в свои исконные земли. Эта группа мохэ и стала ядром, вокруг которого произошло объединение всех мохэ. Они разбили посланное китайское войско и в 698 г. вождь мохэ Да Цзожун провозгласил образование государства Чжэнь. В 713 г. после нормализации отношений с Китаем, государство получило новое название - Бохай. Необходимо в качестве субъективного фактора образования бохайского государства выделить личные качества Да Цзожуна, который был прекрасным стратегом и дальновидным политиком. Получив пожалование на “владение Бохай” от танского Китая, Да Цзожун формально признал сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности, как вассального правителя, заключались в присылке к танскому двору одного из сыновей в качестве заложника, в регулярном отправлении в Тан послов с “данью”. В подобных отношениях с Китаем были многие соседние государства, в частности, корейское государство Силла. Степень зависимости этих государств от Тан была обратно пропорциональна их военной и экономической мощи, а также удаленности от империи. В случае с Бохаем его вассалитет проявлялся там, где он был выгоден самим бохайским правителям. Так, “дань” и получаемые в ответ на нее “подарки” фактически были формой международной торговли, выгодной обеим сторонам. Получение высокого титула вана (короля) от китайского “Сына Неба” поднимало престиж правителя, как в глазах его подданных, так и среди окружавших Бохай стран и народов.
В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным путем, Китай не мог как-либо существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения с Японией, Силла и другими государствами и даже позволяли себе недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность - собственную систему летоисчисления. Все это свидетельствует о фактической независимости бохайского королевства. Преемники Да Цзожуна значительно расширили территории королевства и подняли его международный престиж среди дальневосточных стран.
Предпосылки возникновения государства Бохай
Племена мохэ.Также по теме: