Алексей Навальный, самый известный и раскрученный в современной России борец с коррупцией, создатель и руководитель антикоррупционного проекта "РосПил", добрался и до Хабаровского края.
1 августа Навальный отправил в адрес местного Управления Федеральной антимонопольной службы России жалобу на действия правительства Хабаровского края, которое нарушило закон, объявив тендер на изготовление краевого портала с явными нарушениями законодательства, дающими возможность для применения различных коррупционных схем.
Напомним, что речь идет о сумме в 25 миллионов рублей, которые должен был освоить разработчики портала. Новость о появлении соответствующего заказа на официальном сайте РФ для распространения информации о размещении заказов вызвала бурю негодования общественности и вынудила представителей правительства оправдываться в ответ на обвинения.
Алексей Навальный не смог пройти мимо такого, по его мнению, вопиющего нарушения законодательства, и в своей жалобе требует привлечь должностных лиц правительства Хабаровского края к административной ответственности.
Вот сама жалоба Навального:
В Хабаровское Управление Федеральной антимонопольной службы России
Жалоба
в порядке главы 8 Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
8 июля 2011 года на официальном сайте Российской Федерации для распространения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) была опубликована документация заказа и Извещение о проведения открытого конкурса № 0122200002511001148 (далее - Конкурс).
Наименование заказа и предмет контракта: выполнение работ по созданию Интернет портала Правительства Хабаровского края.
I. В составе конкурсной документации отсутствует Техническое задание, при этом оно должно быть разработано исполнителем в рамках заключенного государственного контракта.
В разделе «Наименование и количество товара, наименование и объем выполняемых работ (оказываемых услуг)» Информационной карты перечислены следующие работы:
1. разработка и утверждение технического задания на создание Портала;
2. разработка проектных решений;
3. разработка документации технического проекта;
4. разработка программных средств Портала, технологические работы по адаптации, доработке и настройке базового программного обеспечения в соответствии с техническими требованиями на создание портала;
5. наполнение Портала Контентом;
6. разработка рабочей документации;
7. подготовка к проведению опытной эксплуатации Портала;
8. инструктаж технического персонала Заказчика, ответственного за эксплуатацию;
9. опытная эксплуатация Портала;
10. доработка по результатам опытной эксплуатации;
11. проведение приемочных испытаний.
В п. 7.1 Технических требований сказано, что работы по созданию и внедрению программных средств Портала должны включать следующие основные стадии: 1. техническое задание на создание Портала; 2. технический проект; 3. рабочая документация; 4. ввод в действие.
В пятом разделе проекта государственного контракта Конкурса содержится требование о том, что работы по созданию системы должны выполняться поэтапно:
I этап - разработка и утверждение технического задания на создание Портала;
II этап - разработка проектных решений;
III этап - разработка программных средств Портала, технологические работы по адаптации, доработке и настройке базового программного обеспечения в соответствии с техническими требованиями. Наполнение портала Контентом;
IV этап - подготовка к проведению опытной эксплуатации Портала, инструктаж технического персонала Заказчика, ответственного за эксплуатацию, опытная эксплуатация Портала, доработка по результатам опытной эксплуатации.
В пункте 6.1. проекта Государственного контракта сказано, что содержание выполнения Работ определяются Техническим заданием (Приложение 1). Там же записано, что Техническое задание на выполнение работ по созданию и внедрению Интернет портала Правительства Хабаровского края представлено в виде отдельного текстового документа. Однако само Техническое задание не приложено. Техническое же задание, как было показано выше, разрабатывается исполнителем по уже заключенному контракту.
Поэтому из документации Конкурса невозможно установить точный объем работ по исполнению контракта. Более того, этот объем будет определен после окончания выполнения исполнителем первого этапа работ - разработки и утверждения технического задания на создание Портала. Следовательно, содержание конкурсной документации не позволяет установить соответствие результатам работ потребностям заказчика, а исполнитель самостоятельно определяет окончательный объем выполняемых работ.
Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ № 94 Конкурсная документация, кроме прочего, должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, действия (бездействия) Заказчика, выразившиеся в непредставлении, в числе конкурсной документации, Технического задания и включение в предмет работ разработку Технического задания исполнителем, вследствие чего невозможно определить соответствие результатов работ потребностям Заказчика, что нарушает ч. 2 ст. 22 ФЗ № 94, а также содержит признаки административного правонарушения, предусмотренные ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (данный вывод подтверждается практикой ФАС России, см. напр., Решение ФАС России от 01.04.2011 по делу № П-140/11).
Кроме того, отсутствие технического задания означает, что договор не заключен (ст. 432 ГК), поскольку условия о предмете договора считаются существенными (см. постановления ФАС ВВО от 04.10.2001 № А28-1170/01-9/19а, ФАС ПО от 27.05.2003 № А06-593-8/02, ФАС ЦО от 15.10.2003 № А64-1538/03-13, от 21.02.2005 № А14-6444-2004/268/4, ФАС ВСО от 16.12.2004 № А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС УО от 18.05.2005 № Ф09-2554/04-С4, от 23.05.2006 № Ф09-4228/06-С4, ФАС МО от 05.05.2006 № КГ-А41/3542-06).).
II. В конкурсной документации содержится требование о наличии у участников размещения заказа лицензии, которая не требуется.
В силу ч. 2.1. ст. 22 ФЗ № 94 не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В Информационной карте предъявляются следующие требования к участнику размещения заказа, в том числе три вида лицензий:
1. наличие лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и оказание услуг по технической защите конфиденциальной информации;
2. наличие лицензии ФСБ России на право осуществления разработки, производства шифровальных (криптографических) средств и защищенных, с использованием шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем;
3. наличие лицензии ФСБ России на право осуществлять техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств; копии лицензий предоставляются в составе заявки. Аналогичные требования содержатся в проекте государственного контракта.
Требование первого вида лицензии на осуществление мероприятий и оказание услуг по технической защите конфиденциальной информации правомерно, т.к. исходя из п. 4. Технических требований, защита конфиденциальной информации является видом деятельности, на которую требуется лицензия.
Однако требование о наличии лицензии на право осуществления разработки, производства шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем неправомерно, поскольку по условиям заказа необходимо использовать готовые криптографические средства, а не разрабатывать новые. Так в документации Конкурса, в п. 7 таблицы «Спецификация применяемого общесистемного программного обеспечения» сказано, что средством обеспечения защиты информации должно являться «Oracle Identity and Access Management Suite Plus».
III. В конкурсной документации содержатся указание на товарные знаки без сопровождения словом «или эквивалент», при этом, не ясно с чем указанные товары должны обеспечить взаимодействие.
В конкурсной документации предъявляются требования к программному обеспечению.
«Соответствующие функциональные требования позволили провести анализ существующих на рынке технологических платформ и выбрать наиболее удовлетворяющее целям, задачам данного проекта и ожиданиям Заказчика общесистемное программное обеспечение. Причем, на ряду с функциональными и техническими требованиями к Порталу, приобретаемое программное обеспечение должно было удовлетворять такому требованию, как максимальная совместимость с текущей и перспективной информационно-коммуникационной инфраструктурой Хабаровского края, обеспечивая дальнейшие процессы ее развития.
Таким образом, Заказчиком было приобретено и апробировано необходимое для создания и дальнейшей эксплуатации Портала общесистемное программное обеспечение, которое согласно спецификации, приведенной в разделе 6.2 настоящих Технических требований, должно использоваться при выполнении данных работ».
Пункт 6.2.1 Технических требований гласит.: «в целях поддержки единой информационно-коммуникационной инфраструктуры Хабаровского края и учитывая необходимость минимизации бюджетных ассигнований, выделяемых на лицензионное программное обеспечение, Портал должен разрабатываться и эксплуатироваться с использованием общесистемного программного обеспечения, согласно нижеприведенной спецификации, что должно обеспечить выполнение настоящих требований к программному обеспечению в целом:
Таблица «Спецификация применяемого общесистемного программного обеспечения»
№ п/п
Краткое назначение общесистемного программного обеспечения
Наименование общесистемного программного обеспечения
1.
Портальная платформа
Oracle WebCenter Suite
2.
Сервер приложений
Oracle WebLogic Suite
3.
Поисковая машина
Oracle Secure Enterprise Search
4.
Средства хранения контента
Oracle Universal Content Management
5.
Средства управления бизнес-процессами
Oracle BPEL Process Manager
6.
Система управления базами данных
В рамках ввода в опытную эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации в первичные периоды, характеризуемые малой нагрузкой, допустимо применение - Oracle Database Standart Edition
При возрастании эксплуатационных нагрузок возможен переход на - Oracle Database Enterprise Edition.
7.
Средства обеспечения защиты информации
Oracle Identity and Access Management Suite Plus.
Как видно, Заказчиком в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент». По всей видимости, это вызвано тем, что, по мнению Заказчика, необходимо обеспечить совместимость с текущей информационно-коммуникационной инфраструктурой Хабаровского края. Однако Заказчиком не приведен перечень программных решений, с которыми необходимо обеспечить совместимость. Более того, как указал Заказчик в разъяснениях к Конкурсу, что «в настоящий момент ведутся работы по созданию и внедрению новой версии программного обеспечения системы электронного документооборота органов исполнительной власти Хабаровского края, с которой будет необходима интеграция в закрытой части портала». Поэтому заказчиком, в этой части, нарушены требования ч. 3 ст. 22 ФЗ № 94.
Таким образом, при размещении заказа допущено нарушение ч. 2, ч. 2.1 и ч. 3 статьи 22 ФЗ № 94, поскольку в конкурсной документации отсутствует Техническое задание, при этом, оно должно быть разработано исполнителем; содержится требование о наличии у участников размещения заказа лицензии, которая не требуется; содержится указание на товарные знаки без сопровождения словом «или эквивалент», при этом, не ясно с чем указанные товары должны обеспечить взаимодействие.
В связи с изложенным, на основании частей 4, 5, пункта 1 части 9 статьи 17, в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 и Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС РФ от 14.11.2007 № 379,
прошу:
1. признать жалобу обоснованной;
2. признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2, ч. 2.1. и ч. 3 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94;
3. выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Заказчику;
4. привлечь соответствующих должностных лиц Заказчика к административной ответственности;
5. направить мне копию решения по настоящей жалобе на почтовый адрес, а также по e-mail:
01.08.2011 Навальный А.А.
Навальный подал жалобу на правительство Хабаровского края
Алексей Навальный, самый известный и раскрученный в современной России борец с коррупцией, создатель и руководитель антикоррупционного проекта РосПил, добрался и до Хабаровского края.АлексейТакже по теме: