Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Состоялось очередное заседание Экономического совета при Губернаторе края

Его участники рассмотрели проблемы и возможности развития гражданского машиностроения в Хабаровском крае.10 июня в Правительстве края состоялось очередное заседание Экономического совета при
10 июня в Правительстве края состоялось очередное заседание Экономического совета при Губернаторе Хабаровского края под руководством его председателя, академика РАН Павла Минакира.
Участники совета рассмотрели проблемы и возможности развития гражданского машиностроения в Хабаровском крае. С одноименным докладом по этому вопросу выступил директор Института экономики и управления Тихоокеанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Александр Зубарев.
Согласно исследованию, проведенному в ТОГУ, на территории Хабаровского края осуществляют деятельность 220 организаций, занимающихся производством, монтажом и ремонтом различных машин и оборудования. Численность работников, занятых на этих предприятиях составляет около 40 тысяч человек.
Объем отгруженной продукции машиностроения в 2007 году составил 20,4 млрд. рублей, что составляет 19,8% от объема всей промышленной продукции, отгруженной в крае, и 0,71% от объема продукции машиностроения Российской Федерации.
Доля производимой машиностроительными предприятиями продукции гражданского назначения, по экспертным оценкам, не превышает 50% общего объема производимой продукции. В экспорте машин, оборудования и транспортных средств доля гражданской продукции не превышала 10%.
Поступления в бюджет от предприятий, производящих преимущественно продукцию гражданского назначения, составили в 2007 году 7,5% (в 2006 году - 12,6%) от объема платежей организаций, занятых в обрабатывающем секторе производства.
В процессе экономических реформ последнего десятилетия сектор машиностроения претерпел значительные изменения, как по объемам, так и по номенклатуре выпускаемой продукции. Производство отдельных традиционных для края видов продукции гражданского машиностроения прекратилось (турбины газовые, металлорежущие станки, кузнечно-прессовые машины, литейные машины, некоторые виды кабельной продукции), либо было сокращено более чем на 90% (дымососы и вентиляторы, насосы центробежные, дизели и дизель-генераторы, краны мостовые электрические однобалочные, опорные и подвесные кабели дальней связи). Однако, в этот же период начался выпуск новых видов продукции (кабели силовые гибкие, кабели сигнально-блокировочные и другие, различные виды бытовой техники).
Изменение спроса на продукцию привело к изменению производственной структуры предприятий и, соответственно, уровня загрузки производственного оборудования. Если в 1990 году уровень использования производственных мощностей превышал 60%, а по отдельным позициям достигал 100 %, то в 2006 году уровень загрузки был менее 30 %. Исключением является производство стиральных машин, где уровень использования производственных мощностей достигает 82,1 %.
Основные перспективы развития гражданского машиностроения в Хабаровском крае связаны с разработкой и производством самолетов SSJ "Суперджет-100", строительством разнопрофильных гражданских судов, их ремонтом и производством другой продукции судостроения, а также производством кабельной продукции.
Перспективными направлениями развития производства продукции гражданского машиностроения, по мнению А. Зубарева, также являются:
- создание региональных кластеров. Например, есть определенные предпосылки по формированию кластера в сфере разработки и освоения промысла морских млекопитающих, рыб и морепродуктов, разработки технологий глубокой переработки и производства новых видов пищевой, биологической и технической продукции;
- развитие промышленного субконтрактинга на основе создания центра субконтрактинга на территории Хабаровского края;
- развитие современных методов работы на рынках, включая использование электронных торговых площадок;
- сокращение затрат на производство и обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции предприятий Хабаровского края, как внутри страны, так и за рубежом за счет, создания равных условий деятельности предприятий Дальнего Востока и других регионов страны, а также за счет управления затратами на основе формирования контроллинговых служб, проведения технологического и кадрового аудита.
Одной из основных системных проблем машиностроительного комплекса края остается дефицит квалифицированных кадров. В связи с этим необходима ориентация учебных заведений различного уровня на безусловное удовлетворение спроса машиностроительных предприятий в кадрах различных специальностей и квалификации.

Также по теме:
Экономические новости и события города Хабаровска.