5-14 февраля 1922 года в районе станции Волочаевка Амурской железной дороги, на подступах к Хабаровску, произошел Волочаевский бой — одно из крупнейших сражений заключительной части Гражданской войны в России.
Волочаевская операция (Волочаевское сражение, Волочаевская битва) — наступательная операция войск Народно-революционной армии Дальневосточной республики против войск Белоповстанческой армии, проведённая 5-14 февраля 1922 года в районе станции Волочаевка Амурской железной дороги, на подступах к Хабаровску.
В результате боёв оборона войск Белоповстанческой армии была прорвана частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики, и 14 февраля без боя был взят Хабаровск. Стратегическая инициатива перешла к Народно-революционной армии, что создало условия для освобождения Приморья, а затем привело к окончательному разгрому сил белых на Дальнем Востоке.
— Несомненно, Волочаевское сражение в истории Гражданской войны явилось переломным событием, имеющим непреходящее значение. Именно здесь решался исторический вопрос: "Быть или не быть российскому Дальнему Востоку в составе России?", — отмечает Светлана Плохих, кандидат исторических наук, доцент, профессор департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.
После победы в Волочаевской операции и освобождения Хабаровска стратегическая инициатива перешла к Народно-революционной армии и были созданы условия для освобождения всего Приморья (что впоследствии привело к окончательному разгрому сил белых на Дальнем Востоке).
По результатам операции, орденами Красного Знамени были награждены 6-й стрелковый полк, 3-я лёгкая артиллерийская батарея, бронепоезд № 8 и 67.
Волочаевские дни
Старое кино по теме: Волочаевские дни / Дальний Восток / Интервенция на Дальнем Востоке
Режиссеры: Георгий Васильев, Сергей Васильев
Производство: Ленфильм
Год: 1937 (Премьера: 20 января 1938)
Актеры: Варвара Мясникова, Николай Дорохин, Лев Свердлин, Юрий Лавров, Василий Гущинский, Борис Блинов, Владимир Лукин, Иван Добролюбов, Александр Морозов, Андрей Апсолон, Федор Чагин, Алексей Матов, Бори (Барри) Хайдаров, Борис Чирков
О разгроме японских интервентов в годы гражданской войны. Время и место действия — 1918 год, Волочаевка, Дальний Восток.
"Волочаевские дни" - вторая, после "Чапаева", звуковая лента братьев Васильевых. Все ждали, каков-то будет следующий фильм после огромного, всенародного успеха "Чапаева".
Как-то Георгий Николаевич Васильев сказал: "Мы родили слона, и теперь всю жизнь должны его кормить". Он прекрасно понимал, какую ответственность накладывает на него и на Сергея Дмитриевича успех "Чапаева".Васильевы решили поставить фильм о партизанском движении на Дальнем Востоке, о борьбе с японскими интервентами. Ими были прочитаны все печатные источники - книги, журнальные статьи, воспоминания участников событий. Была совершена длительная поездка на Дальний Восток, где командующий войсками В.К. Блюхер помог им собрать участников борьбы с японской интервенцией. Все места, где шли бои, были осмотрены и изучены, все воспоминания записаны.Если в "Чапаеве" усилия его авторов были направлены главным образом на разработку характера, воссоздание своеобразной и могучей фигуры центрального героя, его богатой внутренней жизни, то фильм "Волочаевские дни" лишен такого центрального героя, чей духовный мир был бы показан глубоко, ярко, разносторонне. Здесь Васильевы стремились создать галерею портретов, воскресить образ партизанской массы, образ поднявшегося на защиту своей земли народа.
В решении этой художественной задачи Васильевы добились успеха и победы. От внешности героев фильма и его второстепенных персонажей до их манеры говорить, двигаться, действовать - все настолько точно, выпукло, выразительно, настолько запоминается, что зритель смотрит на экран не отрываясь, словно находясь во власти этой подлинной атмосферы партизанской войны, ее постоянных неожиданностей, ее высокого драматизма. Народность творчества Васильевых сказалась и в щедром юморе, которым наделены почти все действующие лица. А в характеристике и в изображении врагов это чувство юмора, иронии, сарказма не покидает ни актеров-исполнителей, ни постановщиков.