Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Установление советской власти на Дальнем Востоке

Установление советской власти на Дальнем Востоке. Первые мероприятия Советов.
Установление советской власти на Дальнем Востоке

Сообщение о вооруженном восстании рабочих, солдат и матросов в Петрограде поступило во Владивосток в ночь с 26 на 27 октября 1917 г. Немедленно состоялось заседание бюро Дальневосточного комитета РСДРП(б). С заседания члены краевого бюро направились на крупные предприятия, в полки, гарнизоны, призывая трудящихся и военных поддержать восстание. Однако отношение к петроградским событиям в регионе было неоднозначным. Установление советской власти в столице безоговорочно приветствовали большевики и поддерживающие их рабочие, солдаты и матросы. Меньшевистско-эсеровский Дальневосточный комитет Советов 27 октября, обсудив вопрос об отношении к пролетарской революции и советской власти, решил, что до созыва Учредительного собрания необходимо создание власти из партий "революционной демократии", но не признал власть Советов.

Хабаровский городской Совет 30 октября принял резолюцию о нецелесообразности передачи власти Советам ввиду скорого созыва Учредительного собрания. Благовещенское объединенное заседание общественных и политических организаций приняло резолюцию, осуждавшую большевиков и обещавшую поддержку Временному правительству. Краевой комиссар бывшего Временного правительства Русанов 29 октября телеграфировал Керенскому:
"В Приамурском крае полное спокойствие и порядок… Только один Владивостокский совет послал приветствие восстанию".

Установление советской власти на Дальнем Востоке. Как видим, ситуация была сложной. Большинство Советов края находились под влиянием меньшевиков и эсеров. Большевики Приморской области поставили задачу подчинить своему влиянию Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Перевыборы владивостокского совета были назначены на 29 октября 1917 г. Однако меньшевики и эсеры, понимая, чего добиваются большевики, на выборы не явились. В результате, поскольку в выборах участвовало только 97 человек из 515 депутатов, они были признаны недействительными. Общее собрание владивостокской организации большевиков 2 ноября 1917 г. решило провести перевыборы Исполкома владивостокского Совета вторично. 5 ноября в Народном доме состоялись выборы Исполкома. В него вошли 18 большевиков, 3 меньшевика, 11 эсеров, 6 представителей воинских организаций и 2 беспартийных. Председателем Исполкома Совета был избран А.Я. Нейбут, секретарями - М.И. Губельман и Володин.

После отъезда Нейбута в конце 1917 г. в Петроград Владивостокский совет возглавил К.А. Суханов.
В конце ноября - декабре 1917 г. большевистские Советы взяли власть в свои руки в Сучане, Никольске-Уссурийском, Спасске и других городах. Осенью 1917 г. на власть в регионе стали претендовать органы земского и городского самоуправлений. 11 декабря 1917 г. в Хабаровске образовалось краевое бюро земств и городов, которому бывший краевой комиссар Временного правительства А.Н. Русанов передал власть в крае. В Приморье его преемницей стала областная земская управа. Председателем Приморской областной земской управы стал правый эсер А. Медведев. Городские думы и земские управы избирались на основе всеобщего прямого, равного избирательного права, тайным голосованием.

12 декабря 1917 г. в Хабаровске открылся 3-й Дальневосточный съезд Советов, в работе которого участвовали 84 делегата. В их числе - 46 большевиков, 27 левых эсеров, 9 меньшевиков и 2 беспартийных. Съезд провозгласил установление советской власти на всей территории бывшего Приамурского генерал-губернаторства. Председателем Краевого Комитета Советов был избран большевик А.М. Краснощеков.

3-ий съезд Советов Дальнего Востока, учитывая то, что основной политической организацией дальневосточного крестьянства в это время являлись земские собрания и управы, а Советы в деревне только начинают создаваться, принял решение о временной коалиции с земствами и предоставлении им хозяйственно-организаторских, культурных и некоторых политических функции. В избранный на съезде Исполком было введено 5 представителей от земств, а Краевой исполнительный комитет стал именоваться Дальневосточным краевым комитетом советов рабочих и крестьянских депутатов и самоуправлений. Таким образом, 3-ий съезд Советов Дальнего Востока высказался за демократическую альтернативу власти, за сотрудничество политических партий социалистического направления. Надо отметить, что коалиция Советов с земствами - явление исключительное, она могла возникнуть только в своеобразной обстановке, сложившейся на Дальнем Востоке.

Роспуск Учредительного собрания в стране окончательно размежевали демократические силы на большевиков и их противников. ЦК большевиков подверг критике согласительную линию дальневосточных Советов и потребовал прекратить контакты с учреждениями и организациями, руководимыми меньшевиками и правыми эсерами. 4-ый Дальневосточный съезд Советов, проходивший в апреле 1918 г., высказался против блока с земствами и другими органами самоуправления. В апреле - мае 1918 г. земские управы были распущены. Идея коалиции социалистических партий была похоронена.
Непросто складывались отношения новых органов власти и казачества. Правление Уссурийского казачьего войска стремилось к автономии, фактически к независимости от власти Советов. В январе 1918 г. IV Войсковой круг избрал атаманом И.П. Калмыкова - представителя зажиточного казачества.

Калмыков установил связь с представителями Японии, Англии и Франции и при их финансовой поддержке приступил к формированию отряда в полосе отчуждения КВЖД. В марте 1918 г. совещание депутатов войскового круга - сторонники Советской власти - сместило Калмыкова с должности атамана и избрало Временный Совет Уссурийского казачьего войска во главе с большевиком Г.М. Шевченко. Стали организовываться и объединенные Советы - крестьянских и казачьих депутатов.

Первые мероприятия Советов. Утверждение советской власти по всей территории России сопровождалось ликвидацией старых органов власти на местах и созданием нового государственного аппарата.

Дальневосточный комитет Советов ликвидировал в январе 1918 г. канцелярию бывшего генерал-губернатора и старые судебные органы, создал военно-революционный суд, укрепил рабочую милицию. Должности комиссаров Временного правительства упразднялись, вместо них были образованы следующие комиссариаты: военный, труда и транспорта, продовольствия и земледелия. Председателем краевого комитета Советов был избран А.М. Краснощеков. Краевой комитет сосредоточил в своих руках всю административную и хозяйственную деятельность края. Газета "Дальневосточные известия" стала его печатным органом.
Одной из важнейших задач новой власти было создание революционных вооруженных сил взамен старой армии. 24 декабря 1917 г. в Хабаровске был опубликован приказ по гарнизону, который, согласно правительственному декрету, объявлял, что всякие чины, звания, офицерские организации отменяются. Части старой армии и частично флот, за исключением экипажей боевых кораблей Дальневосточного флота и Амурской речной флотилии демобилизовывались. Рабочая Красная гвардия оставалась фактически единственной вооруженной опорой советской власти.

По постановлению Краевого комитета Советов от 21 декабря 1917 г. штаб Приамурского военного округа был ликвидирован и 3 января 1918 г. был создан Дальневосточный краевой военный комиссариат, а для руководства вооруженными рабочими отрядами был организован краевой комиссариат Красной гвардии, которая к концу 1917 г. насчитывала ужу более 10 тыс. человек.

По решению 3-го краевого съезда Советов на Дальнем Востоке был введен рабочий контроль над производством. Низовыми органами рабочего контроля на промышленных предприятиях были фабрично-заводские комитеты и контрольные комиссии, ведавшие учетом сырья, топлива, готовых изделий, наблюдавшие за сохранностью оборудования и выполнением ежедневного производственного задания. Коммерческая тайна была отменена. Органы рабочего контроля имели право проверять все документы, их решения были обязательными для владельцев предприятий.

Саботируя введение рабочего контроля, многие владельцы фабрик, заводов, рудников, торговых фирм стали передавать свои предприятия иностранным гражданам. В связи с этим, 14 февраля 1918 г. Приморский областной съезд фабрично-заводских, горнопромышленных, железнодорожных, торгово-промышленных комитетов принял решение:
"лиц, заподозренных в намерении передать свои предприятия иностранным подданным, подвергать немедленному аресту и назначать срочное расследование; по установлении виновности предавать революционному суду, а подвергшееся передаче имущество конфисковывать и передавать в руки государства".

В феврале 1918 г. был установлен рабочий контроль над частными банками. Совет рабочего контроля сохранил прежний порядок кредитования и выдачи денег как государственным, так и частным банкам, но установил, чтобы деньги на заработную плату рабочим и служащим выдавались только при наличии визы фабричных комитетов и исполкомов местных Советов. Чтобы не допустить утечки капиталов за границу, 22 февраля золото Сибирского и Русско-Азиатского банков было перевезено в кладовые Государственного банка.

Рабочий контроль над производством и распределением рассматривался новой властью как первый шаг советского хозяйствования, пробой сил рабочего класса в области управления промышленностью и торговлей. Однако из-за отсутствия у рабочих опыта хозяйственно-организаторской деятельности и экономических знаний рабочий контроль был малоэффективным.

Проявляя заботу о рабочем классе, Советы ввели в действие правительственный декрет о 8-часовом рабочем дне и социальном страховании рабочих и служащих. В числе первых был проведен в жизнь закон о нормировании квартирной платы.

На основании декрета Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви 25 февраля 1918 г. крайисполком издал распоряжение о прекращении религиозных обрядов и преподавания в школах "закона божьего".

Многие мероприятия советской власти вызывали у населения непонимание и протесты. Однако самым тяжелым для региона оказался экономический саботаж. Была нарушена нормальная хозяйственная жизнь края, недоимки по налогам к 1918 г. составляли более 6 млн. рублей. Экономическая разруха привела к массовой безработице. В городах стали создаваться биржи труда, устанавливаться строгий порядок найма рабочей силы.

В январе 1918 г. на конференции по вопросам труда в Хабаровске было решено обязать государственные и частные предприятия и организации нанимать на работу только через биржи труда и уволить тех, у кого два члена семьи имели заработок.

Конференция уравняла в праве на труд и заработную плату китайских, корейских и японских рабочих с русскими.

Серьезные перемены происходили и в дальневосточной деревне. Там Советы брали под контроль порядок землепользования, ввели ограничение арендных платежей, запретили "захват" свободных земель казачеством. Беднейших крестьян дополнительно наделяли землей, выдавали им семена, инвентарь и денежную помощь. Однако эта помощь была весьма ограниченной.

Уже к 1918 г. в крае, как никогда, остро стал продовольственный вопрос. Резко поднялись цены на хлеб. Учитывая растущую угрозу голода, Исполком краевого Совета ввел строгий учет распределения всех продовольственных запасов и нормированный отпуск продуктов. На местах специальные отряды из милиционеров и красногвардейцев устраивали облавы на спекулянтов и предавали их революционному суду. Чтобы не допустить продовольственного краха Дальневосточный краевой комитет Советов предложил волостным и сельским Советам взять в свое владение все мельницы, маслобойки и прочие предприятия. А 3-й областной съезд крестьян Приморской области, состоявшийся в январе 1918 г., обратился к краевому Совету с предложением приспособить военные и гражданские промышленные предприятия к выработке изделий для нужд деревни. Одновременно съезд призвал крестьян сдавать излишки хлеба продовольственным органам. На ремонт и изготовление сельскохозяйственных машин и орудий были переключены Хабаровский арсенал, мастерские на станции Вторая Речка, Дальзавод, котельно-судостроительные мастерские Владивостока и др.

Налаживание товарообмена между городом и деревней рассматривалось не только как решение продовольственной проблемы, но и как укрепление союза рабочего класса и трудового крестьянства, а, следовательно, и советской власти.

Осуществляя свои первые мероприятия, Советская власть на Дальнем Востоке сталкивалась с интересами иностранных государств. Так, в феврале 1918 г. Владивостокский Совет организовал из представителей рабочих контрольный комитет над деятельностью "Таможенной артели", которая ведала прибывавшими из-за границы грузами. Арест руководителей "Артели" вызвал протест консулов Японии, Китая, США, Великобритании, Франции и Бельгии. Открытое вмешательство консульского корпуса во внутренние дела России поощряло сопротивление промышленников и торговцев мероприятиям советских органов, усиливало конфронтацию и способствовало развязыванию гражданской войны.

Также по теме:
История города Хабаровска, информация и публикации о городе.