Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Дальневосточная внешняя политика России во II половине XIX – начале ХХ вв.

Выход России к берегам Тихого океана обусловило выработку дальневосточной внешней политики.
Выход России к берегам Тихого океана обусловило выработку дальневосточной внешней политики. Она была продиктована сложным международным положением в регионе и необходимостью защиты национальных интересов.
Во второй половине XIX века России пришлось противостоять усиливающейся экспансии развитых капиталистических стран, стремившихся к переделу мира. Слаборазвитые государства Северо-Восточной Азии приобретали особое значение в этом отношении. Учитывая сложное положение, русское правительство пыталось разрешать спорные вопросы мирным путем, одновременно наращивая экономический и оборонный потенциал на Дальнем Востоке.
Русско-китайские отношения. Особое значение придавалось отношениям с Китаем, где политика российского правительства имела два основных направления: 1) завершение работ по разграничению территорий между двумя государствами и 2) усиление позиций России в Северо-Восточном Китае.
После подписания в 1860 г. Пекинского договора началась демаркация границы, то есть установление линии границы на местности. Демаркационные работы на границе между Россией и Китаем от р. Уссури до р. Тумыньцзян были проведены русско-китайской топографической экспедицией, которую с русской стороны возглавлял полковник К.Ф. Будогосский. Экспедиция установила пограничные столбы и составила топографические карты. Государственная граница между двумя странами на реках Уссури и Сунгача была установлена по кромке китайского берега на этих реках.
В июне 1861 г. на военном посту Турий Рог, на западном берегу оз. Ханка, представители России и Китая подписали Протокол о размене картами и описаниями границы в Уссурийском крае, в историю он вошел как Ханкайский протокол 1861 г.
В 1881 г. между Россией и Китаем был заключен Санкт-Петербургский договор о торговле в западном Китае. Этот договор оставил "в полной силе" Пекинский договор 1860 г., а также подтвердил права подданных обоих государств ходить на судах по рекам Амуру, Сунгари и Уссури и торговать с местными жителями.
Правда, китайская сторона вплоть до 1898 г. препятствовала плаванию российских судов по реке Сунгари. Лишь со строительством Китайско-Восточной железной дороги российское речное судоходство на Сунгари стало регулярным.
В 80-х гг. XIX в. отношения между Россией и Китаем обострились. Маньчжурское правительство попыталось отнять у России южную часть побережья залива Посьет и часть земли у Кореи. Все эти действия под предлогом "уточнения границ" были предприняты с одной целью, чтобы Китай смог получить выход к Японскому морю.
В 1886 г. был подписан Новокиевский протокол, подтвердивший границы между двумя государствами в южной части Уссурийского края, установленные Пекинским договором.
Последние изменения на российско-китайской границе произошли в 1911 г. В китайском городе Цицикар (Маньчжурия) был подписан Договорный акт (Цицикарский протокол). Он уточнил линию государственной границы между Россией и Китаем по р. Аргунь, установленную еще Нерчинским договором (1689 г.) и Кяхтинским трактатом (1727 г.). По Цицикарскому протоколу все острова на реке Аргунь были распределены между сторонами.

Таким образом, восточная граница между Россией и Китаем была полностью определена следующим образом: по Цицикарскому протоколу - "от стыка границ России, Китая и Монголии до верховьев р. Аргунь, далее по р. Аргунь до ее слияния с р. Амур"; по Пекинскому договору - "по рекам Амур, Уссури и Сунгача и озеру Ханка"; по Ханкайскому и Новокиевскому протоколам - "от западного берега озера Ханка по горам до стыка границ России, Китая и Кореи на р. Тымыньцзян".
С 90-х годов Англия, США и Япония активизировали свою деятельность в северовосточном Китае. В 1894 г. японская военщина развязала войну против Китая, в которой последний потерпел поражение. Усиление позиций США, Японии и Англии в Маньчжурии угрожало безопасности не только Китая, но и русского Дальнего Востока. В 1896 г. был подписан секретный русско-китайский договор, оформивший военный союз против Японии. Он давал право России на постройку через Маньчжурию железной дороги до Владивостока (кратчайший путь от Забайкалья до Приморья) с разрешением перевозить по ней русские войска, а также использовать по необходимости китайские порты. После использования в течение 80 лет КВЖД со всеми имуществом и постройками должна была безвозмездно перейти в собственность Китая. Ввиду стратегической важности КВЖД российское правительство взяло под свой контроль, а затем стало оплачивать Обществу Китайско-Восточной железной дороги (главный акционер - Русско-Китайский банк) все убытки по эксплуатации дороги.
125
В 1898 г. Китай передал России право аренды на 25 лет южной части Ляодунского полуострова и Порт-Артура, который стал базой русского флота на Тихом океане. В октябре 1901 года было закончено строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), в июне 1903 г. состоялась окончательная передача ее в эксплуатацию.
В целом русско-китайские отношения во второй половине XIX в. характеризуются стабильностью. Была полностью проведена демаркация границы между двумя империями. Россия, руководствуясь идеей Николая II, что "будущее России - в Азии", провозгласила себя другом и покровителем Китая.
Русско-японские отношения. Во второй половине XIX в. отношения между Россией и ее другим восточным соседом - Японией носили мирный характер. Однако между двумя странами оставались неразграниченные территории (о. Сахалин). Переговоры об урегулировании вопроса об острове Сахалин велись между Россией и Японией с 1862 г. Активные действия Японии колонизовать Сахалин успеха не имели, но и Россия в то время не была в состоянии отстаивать свои права на Курильские острова и южную часть Сахалина одновременно. По Петербургскому (1875 г.) договору Россия была вынуждена пойти на передачу Японии 18 Курильских островов в обмен на официальный отказ Японии от ее притязаний на остров Сахалин.

Граница двух государств устанавливалась через пролив между мысом Лопатка на Камчатке и островом Шумшу. Японские суда получили право в течение 10 лет без портовых и таможенных пошлин посещать порт Корсаков на Южном Сахалине, а японским купцам и промышленникам предоставляли режим наибольшего благоприятствования в портах и водах Охотского моря и Камчатки. К началу ХХ века Япония активно включилась в борьбу за передел мира, и важнейшим направлением отношений двух стран стал раздел влияния на юге Дальнего Востока.
Русско-корейские отношения. На поддержание дружественных отношений была направлена политика России по отношению к Корее. В 1884 г. в Сеуле был подписан договор о дружбе и торговле, способствовавший развитию экономических связей, увеличению объема пограничной торговли. Россия отказалась от неоднократных предложений западных политиков установить протекторат над Кореей. Вместе с тем, российская дипломатия особое внимание уделяла расширению торговли с Кореей. Оттуда в Южно-Уссурийский край доставлялись продовольствие и скот. Нередко корейские крестьяне в поисках работы перебирались на русскую землю.
Развитие капиталистических отношений в России стимулировали поиск новых рынков сбыта для промышленной продукции российских предприятий. Взоры русской буржуазии все чаще обращались к соседним странам Северо-Восточной Азии и прежде всего, к Маньчжурии, где сталкивались с экспансионистскими намерениями европейских держав, США и Японии.
Накануне русско-японской войны. На рубеже веков ситуации на Дальнем Востоке все более обострялась. Шел процесс закабаления Китая иностранными державами. Япония старалась ослабить российские позиции в регионе, готовилась к захвату Кореи и Маньчжурии. Японская дипломатия на этот раз позаботилась о поддержке своей агрессивной политики на Азиатском континенте такими империалистическими державами, как Англия и США. Имперские интересы Англии и царской России сталкивались в то время на огромном пространстве - от Малой Азии до Тихого океана. Заключение союза с Японией и подстрекательство ее к войне с Россией рассматривалось английским правительством как средство не только вытеснения царской России из Маньчжурии, но и ослабление ее позиций в других регионах. Стремление Англии к союзу с Японией определялось как англо-германским антагонизмом, так и англо-русским в Азии. 30 января 1902 года в Лондоне был подписан англо-японский договор, который страховал Японию на случай выступления на стороне России третьей державы, например, Франции или Германии.

Политика США и Англии, направленная на поощрение японской агрессии, натравливание ее на Китай, Корею и Россию определялось их стремлением использовать Японию для осуществления своих захватнических планов на Дальнем Востоке. Они рассчитывали, что война приведет к взаимному истощению обеих противодействующих сторон и если не устранит, то значительно ослабит опасных конкурентов в деле грабежа азиатских народов. Главным соперником тогда они считали Россию, против которой на Дальнем Востоке вели открытую экономическую и политическую борьбу, стремясь не допустить ее на рынки Восточной Азии.
Российская империя проводя, активную внешнюю политику на Дальнем Востоке стремилась укрепиться в тех же регионах, что и Япония. В 1900 г. Россия вместе с Германией, Японией, Францией и Англией участвуя в подавлении, так называемого боксерского восстания в Китае, заняла всю Маньчжурию. Это еще более приблизило столкновение России с Японией.

В 1903 г. Николай II созвал особое совещание по делам Дальнего Востока, на котором присутствовали крупнейшие политики России. Большинство их считало необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Особое мнение высказал министр финансов С.Ю. Витте.
В 1902 г. он совершил поездку на Дальний Восток и вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова. Российскую миссию на Дальнем Востоке Витте видел в форме не военной, а экономической экспансии, особо подчеркивая нежелательность войны к периоду проведения реформ в стране. Чтобы избежать войны Витте склонялся к политическому компромиссу: Россия получает преимущественные права в Маньчжурии, предоставляя Японии свободу в Корее. Однако, близкая к царю группа во главе с А.М. Безобразовым, статс-секретарем государя, выступала

категорически против уступок Японии. Николай II, считая азиатскую политику важнейшей задачей своего правления, не согласился с выводами Витте. Таким образом, верх взяла партия войны, которая полагала, что для стабилизации внутриполитической ситуации в стране нужна "маленькая победоносная война".
Японское правительство также твердо взяло курс на войну. Была развернута усиленная военно-техническая и идеологическая подготовка к войне с Россией, приложено немало усилий для создания благоприятных международных условий для начала этой войны. Война стала неизбежной.
Русско-японская война 1904 - 1905 гг. Борьба Японии и России за влияние в Северном Китае, Маньчжурии и Корее вылилась в русско-японскую войну 1904-1905 гг.
К началу военных действий Япония имела сухопутную армию численностью 375 тыс. человек. На вооружении армии имелись 1140 орудий разных калибров и 147 пулеметов. Японский флот насчитывал 80 боевых кораблей различных классов. Россия сосредоточила на Дальнем Востоке войска численностью немногим более 100 тыс. человек. Эти силы были разбросаны на огромной территории от Байкала до Порт-Артура. В составе российского флота на Дальнем Востоке имелось 63 корабля, многие, из которых уже устарели. В сравнении с японским флотом российский уступал ему по всем показателям: и по количеству и по качеству кораблей, и по их артиллерийскому вооружению.

Кроме этого, из-за недальновидности верховного командования и всеобщей уверенности в правительственных кругах, что Япония не посмеет напасть на дальневосточные рубежи, еще летом 1903 года громада российских кораблей ушла из Владивостока зимовать в Порт-Артур.
В гавань, которая не соответствовала их габаритам и осадке. Во Владивостоке из крупных боевых кораблей остались лишь крейсера "Россия", "Громобой", "Богатырь" и "Рюрик". Рассосредоточение российского флота явилось одной из серьезнейших тактических ошибок. Японский адмирал Того так оценил ситуацию: "Больше всего я боялся, чтобы русские не перегнали эскадру из Порт-Артура во Владивосток. Тогда бы

весь русский флот оказался на одной базе, и наша борьба с ними стала бы весьма опасна, но теперь, когда этого не произошло, инициатива целиком в моих руках". И действительно, броненосцы адмирала Старка в Порт-Артуре отделяло от крейсеров адмирала Рейценштейна во Владивостоке сразу два моря - Японское и Желтое.
Общее командование русскими войсками на Дальнем Востоке осуществлял вице-адмирал Е.И. Алексеев, человек близкий к царю и пользовавшийся своим влиянием на Николая II. Сухопутными войсками командовал генерал А.Н. Куропаткин, человек, слабо разбиравшийся в стратегии военного искусства и не обладавший нужной для полководца силой воли и твердостью духа. Его назначили командовать войсками, считая, что он недавно вернувшийся из Японии, хорошо знает, и театр предстоящей войны, и военную мощь Японии. А.Н. Куропаткин в своих бодрых речах утверждал, что Япония к войне не готова, а русский Дальний Восток превращен в нерушимый Карфоген. Российским флотом управлял вице-адмирал С.О. Макаров, перед самой войной неожиданно назначенный командующим 1-ой Тихоокеанской эскадрой на Дальнем Востоке. Адмирал был прогрессивным человеком того времени и хорошим боевым командиром.
Японское командование основными военными целями ставило: достижение полного господства на море, на суше - овладение Порт-Артуром и затем распространение своих военных успехов на Корею и Маньчжурию, вытесняя из этих районов русских.
24 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и одновременно начала военные действия против русских войск, находящихся на территории Китая. Японский военно-морской флот в полном составе вышел в Желтое море для внезапного нападения на русские корабли и обеспечения себе полного превосходства на морском театре военных действий.

В ночь на 27 января японские корабли внезапно атаковали русскую эскадру, которая стояла на внешнем рейде, незащищенная со стороны открытого моря. В результате неожиданного удара русская эскадра сразу же потеряла два броненосца "Цесаревич" и "Ротвизан" и крейсер "Паллада". В этот же день большая группа японских кораблей в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев блокировали в корейском порту Чемульпо русский крейсер "Варяг", которым командовал капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и канонерскую лодку "Кореец". Наши корабли сделали попытку прорвать вражескую блокаду, но в скоротечном бою с превосходящими силами противника, повредив два японских крейсера и часть миноносцев, все же не смогли пробить себе дорогу в океан. Не желая сдаваться врагу, крейсер "Варяг" был затоплен экипажем, а канонерская лодка "Кореец" взорвана. Этот героический бой и храбрые действия русских моряков навеки остались в народной памяти.
В период с января по март 1904 г. действия японцев сводились Порт-Артура и уничтожению находящейся там русской эскадры.

24 февраля 1904 г. в Порт-Артур прибыл адмирал С.О. Макаров и благодаря его энергичным мерам, оборона военно-морской базы была основательно укреплена, а оставшиеся корабли эскадры настолько повысили свою боеспособность, что японцы уже не осмеливались соваться на рейд Порт - Артур. Макаров первым делом постарался изгнать с эскадры дух казармы, чтобы моряки ощутили себя мореходами, верящими в победу. От подчиненных он требовал лишь полной откровенности, "а полного согласия со мною … не потерплю". Макаров говорил: "Война - дело живое, она равнодушия и казенщины не терпит". Но, к сожалению, кипучая деятельность адмирала трагически оборвалась. 31 марта броненосец "Петропавловск", на котором находился С.О. Макаров подорвался на мине и в считанные секунды затонул. Это была невосполнимая потеря для русского флота и всей армии в целом. Матросы говорили: "Голова пропала, вот что важно". Даже японцы устроили траурную демонстрацию, выражая свое уважение к памяти павшего героя. Сам военно-морской министр Ямамото высоко оценивал его вклад в развитие науки о флоте, в теорию кораблестроения. Вместе с броненосцем погиб и другой известный в России человек: живописец В.В. Верещагин - автор знаменитых картин батального жанра, воспевший в своих полотнах героизм русского солдата и весь антигуманный смысл войны.

После гибели Макарова случилось то, чего он опасался и против чего боролся: порт-артурскую эскадру постепенно прибрало к своим рукам армейское начальство. Оставшийся в Порт-Артуре флот перешел к пассивной обороне, а к весне 1904 года, по приказу нового коменданта базы А.М. Стесселя, с него сняли даже часть орудий, чтобы укрепить сухопутную линию обороны.
Японские военные корабли, понимая свое превосходство, предприняли попытку нападения на Владивосток. Внезапно появившиеся в акватории Владивостока они, в течение 45 минут беспрепятственно обстреливали город, затем безнаказанно скрылись за горизонтом. Но этот пиратский выпад не прошел для японцев даром. Корабли

Владивостокской эскадры совершили дерзкий рейд к берегам Японии, потопив несколько судов со стратегическим военным грузом из Америки для Японии.
В конце апреля - начале мая 1904 г. начались активные боевые действия на суше. Японская армия, превосходившая русскую по численности, подготовке, имевшая возможность использовать резервы, наносила русским войскам поражение за поражением. Героизм солдат, строевых офицеров и отдельных частей не мог изменить хода войны.
У стен Порт-Артура была собрана 100-тысячная армия японцев. Под руководством начальника обороны сухопутного фронта Порт-Артура генерала Р.И. Кондратенко защитники крепости за полгода осады отразили 4 штурма. Человек большой личной храбрости, крупный военный специалист, генерал постоянно находился на фортах и в троншеях. Вместе со своим штабом Р.И. Кондратенко погиб при артиллерийском обстреле.
Несмотря на то, что возможности обороны крепости, сдерживающей осаду почти восемь месяцев, не были исчерпаны, 20 декабря 1904 г. комендант крепости А.М. Стессель сдал Порт-Артур японцам. Это был первый ощутимо чувствительный удар по престижу России.
Общая стратегическая обстановка на других участках фронта к этому времени также складывалась не в пользу русских войск. 17-21 августа 1904 г. произошло крупное Лаоянское сражение, которое отличалось особым кровопролитием. Японцы потеряли 24 тысячи человек, русские - 17 тысяч. Командующий сухопутными войсками А.Н. Куропаткин, опасаясь за свои тыловые коммуникации, не сумел организовать контрнаступление и, тем самым вновь упустил реальные шансы одержать победу. Русские войска откатились еще дальше на север Маньчжурии, к Мукдену. В конце октября 1904
года Куропаткин произвел реорганизацию, разделив русские войска на три армии под своим общим руководством.
25-28 января 1905 года было предпринято новое наступление против японцев силами основной второй армии со стратегической задачей охватить левый фланг японского фронта. Операцию необходимо было завершить до подхода к японцам из под Пор-Артура армии под командованием генерала Ноги. Наиболее ударные бои развернулись в районе деревни Сандепу. Но как всегда за все время русско-японской войны, организовано наступление было из рук вон плохо. Ощущалась нехватка сил наступающих, чувствовалась явная усталость, и непонимание солдатами целей затянувшейся бойни. Положительного результата наступление не дало. К тому же армия генерала Ноги успела подойти к месту сражения задолго до перелома в ходе сражения, а в ночь с 18 на 19 февраля 1905 года японская армия сама перешла в контрнаступление.
Развернулось, известное в истории, Мукденское сражение, которое продолжалось до 25 февраля. План японцев был с самого начала довольно авантюрным. Он заключался в окружении обоих флангов русской армии. Однако для его выполнения у японцев не хватило уже ни сил, ни средств. Из-за неумелого руководства русского командования была упущена возможность достижения успеха в ходе сражения. Неудачное маневрирование русских войск, осуществленное по приказу Куропаткина, позволило японцам прорвать фронт восточнее Мукдена, в результате чего правое крыло русских войск оказалось в тяжелом положении, фактически попав в полуокружение. Лишь героическая стойкость отдельных частей русской армии, да еще недостаток сил у японцев, позволили русским войскам, несмотря на большие потери выйти из окружения. В ходе сражения под Мукденом русская армия потеряла убитыми и ранеными 80 тысяч человек. В результате непродуманных действий верховного командования было пленено 29 тысяч человек. Такого разгрома русская армия давно не испытывала, хотя в ходе боевых действий и нанесла японской армии довольно ощутимый урон. Японцы недосчитались около 70 тысяч человек и были настолько обескровлены, что не смогли организовать преследование русских войск.
В результате всей сухопутной компании Япония смогла оставить за собой почти всю южную часть Маньчжурии. Пытаясь как-то успокоить общественное мнение, царское правительство вынуждено было признать бездарность русского высшего командования и, в первую очередь, генерала Куропаткина. После сражения под Мукденом его сменил Н.П. Линевич. Но к тому времени ни одна из воюющих сторон уже физически не была способна вести активные боевые действия.
Еще в октябре 1904 года и в феврале 1905 года, чтобы поддержать наши силы на Дальнем Востоке, из Балтики была направлена на театр военных действий 2-ая

Тихоокеанская эскадра. Эскадра вышла в море 2 октября под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского. В состав эскадры входили и боевые, и вспомогательные корабли: 7 эскадренных броненосцев, 1 броненосный крейсер, 5 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров, которые представляли из себя просто слегка вооруженные коммерческие пароходы и 8 эскадренных миноносцев.
В связи с резко изменившейся ситуацией после сдачи Порт-Артура, без учета реальной обстановки, сложившейся к тому времени на других участках боевых действий, эскадре ставилась не соответствующая ее возможностям задача: прорваться к Владивостоку и обеспечить господство не только в районе боев, но и во всем Японском море.
14 мая 1905 года русские корабли вошли в Цусимский пролив. Здесь их поджидал переоснащенный современными приборами и артиллерией японский флот. В завязавшемся бою сразу же обнаружилось превосходство противника. Менее чем через час вышел из строя русский флагманский броненосец, адмирал Рожественский был ранен. К концу дня русская эскадра потеряла четыре броненосца и один крейсер, остальные корабли были повреждены. 15 мая геройски погибли еще шесть русских кораблей. В результате дневного и ночного боев русская эскадра как организованная, боеспособная сила перестала существовать. 4 броненосца и 1 эскадренный миноносец из отряда под командованием Н.И. Небогатова вынужден был сдаться превосходящим силам противника. 1 миноносец и 3 крейсера ушли в иностранные порты и были там интернированы. Лишь 1 крейсер и 2 миноносца прорвались во Владивосток.
В результате Цусимского сражения русская эскадра потеряла убитыми свыше 5 тысяч человек. Было потоплено, сдано и интернировано 27 боевых кораблей. Японская эскадра тоже понесла серьезные потери, но они были значительно меньше. Цусимское сражение - самое крупное поражение русского флота за всю историю его существования. И хотя русские моряки показали в цусимском бою беспримерный героизм, самоотверженность и бесстрашие, сражаясь в трудных условиях против хорошо подготовленного и численно превосходящего врага, неумелое руководство высшего командования, отсталость в вооружении и техническом обеспечении привели к столь плачевному результату. В цусимском сражении потерпело поражение, в первую очередь, царское правительство со своим военным ведомством, но не героизм и стойкость русского моряка.
На сухопутном театре боевых действий, после Мукдена, активных боевых действий практически не проводилось. Обе противоборствующие стороны к этому времени были истощены и морально и материально. В русской армии к тому же после ряда поражений началось заметное разложение и рост антиправительственных настроений не только среди солдат, но и офицерского состава. Все яснее становилась явная никчемность этой войны, ведущейся далеко от России, на незнакомой территории.

В Японии также поняли бесперспективность задуманного предприятия. Сразу после Цусимского сражения Япония обратилась к США с просьбой посредничества в переговорах с Россией. Русское самодержавие, напуганное надвигающейся революцией и общим недовольством в стране результатами дальневосточной кампании, согласилось сесть за стол переговоров. Переговоры проходили в американском городе Портсмуте. 5 сентября 1905 года между Россией и Японией был подписан Портсмутский мирный договор. По этому договору русское правительство уступило Японии южную часть острова Сахалин и аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и Дальним. Японии передавалась также Южно-Маньчжурская железная дорога. Обе стороны обязались эксплуатировать принадлежавшие им в Маньчжурии железные дороги "исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических". Россия предоставила японским подданным право рыбной ловли вдоль берегов российских владений в Японском, Охотском и Беринговом морях. Россия и Япония согласились возобновить торговые отношения и произвести обмен военнопленными. Русское правительство признало "особые" интересы Японии в Корее, но сохранило российское экономическое присутствие в Маньчжурии.

Портсмутский договор содержал в себе элементы по демилитаризации Дальнего Востока. Россия и Япония взаимно обязывались "не возводить в своих владениях на Острове Сахалин и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений" и "не предпринимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперуза и Татарском". В договоре запрещалось строить укрепления на русско-корейской границе. То есть Портсмутский договор был одним из звеньев в миротворческой политике России.
Поражение России в войне нанесло не только огромный урон по международному престижу страны, но и стало провоцирующим фактором в вызревании внутриполитического кризиса.
Слабость военно-экономического потенциала царской России, отсталость армии и флота от передовых военных технологий того времени, бездарность и слабая подготовка высшего командного состава - вот основные причины поражения России. Война усилила политический и экономический кризис в стране и фактически привела Россию к революции.

Также по теме:
Хабаровская документация города.