Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Народы Дальнего Востока и их соседи в ХVII в.

Кто проживал за “каменным поясом”? Население колонизуемых Россией территорий отличалось малочисленностью (1 чел.
Кто проживал за “каменным поясом”? Население колонизуемых Россией территорий отличалось малочисленностью (1 чел. на 75 кв. км.), пестротой этнического состава и преобладанием территориально-соседской общины как основной социальной и производственной ячейки.
Территория расселения коренных народов не представляла собой единого этнического региона - каждая этническая группа имела свою специфику (материальную и духовную культуру, языки и т.д.).
Самым крупным этносом были тюркоязычные якуты, которые занимались скотоводством. Заметной группой были монголоязычные народы (буряты). Зона восточносибирской тайги от Енисея до Охотского моря была ареалом жизнедеятельности тунгусов (в рамках этого народа постепенно обособились эвенки и эвены). Северная часть Восточной Сибири была заселена юкагирскими племенами, их соседями были чукчи, эскимосы, ительмены, коряки и др.
В Приамурье, на Сахалине и в Приморье жили дючеры, натки, лонки, гиляки, нанайцы, нивхи, айны и др. народы.
Народы Крайнего Северо-Востока Азии в ХVII в. переживали начальный этап разложения первобытнообщинного строя. Основной единицей являлась семья, насчитывавшая 10 и более взрослых мужчин, связанных узами родства. Азиатские эскимосы к моменту первых встреч с русскими не имели четко выраженной социальной организации. Патриархальные семьи эскимосов объединялись в территориальные общины, во главе которых стояли вожди. Характерной особенностью народов этого региона была миграция, вызванная необходимостью предпринимать длительные охотничьи экспедиции.
Таежные континентальные территории занимали эвенки, или тунгусы, как их называли в ХVII в. Наиболее многочисленной была группа оленных эвенков, ведущих кочевой образ жизни.
Обитали на территории Нерчинского, восточной части Иркутского и на востоке Якутского уездов. По Охотскому побережью располагались эвены. Вели кочевой образ жизни, охотились на диких оленей, промышляли рыболовством и морской охотой. Представляли собой одно большое племя, делившееся на патриархальные роды, а затем - семьи. Существовало домашнее рабство.
По свидетельствам русских землепроходцев южная часть Дальнего Востока была представлена наиболее пестрым составом. По берегам Амура жили дауры, дючеры, причем в ХVII в. наблюдался процесс поглощения последних даурами.
Дауры занимались земледелием, коневодством, скотоводством; жили поселками до 60-70 домов. Что касается натков, гольдиков, ачанов, то главным занятием для них было рыболовство, охотились также на мясного и пушного зверя.
Судьба этих народов оказалась сложной и противоречивой. После разгрома чжурчженей нынешняя территория Приамурья и Приморья были включены завоевателями в огромную монгольскую империю. Однако монголы не остались в этих областях, а ушли в покоренный ими Китай и в центральноазиатские степи. Разрозненные тунгусоязычные группы, укрывшиеся от монгольских конников в лесах, постепенно возвращались и оседали в Приамурье и Приморье. Оставшиеся в живых потомки чжурчженей (удэгейцы, нанайцы, орочи) были отброшены в своем развитии на два-три столетия.

Южные племена чжурчженей после монгольского нашествия стали известны под названием “маньчжуры” и занимали территорию южной Маньчжурии. В конце ХVI - начале ХVII вв. маньчжуры постоянно совершали грабительские набеги на территорию Приамурья и Приморья, разоряя селения проживавших там народов и уводя с собой пленников-мужчин для пополнения своих войск. Называли их “новыми маньчжурами”.
В середине ХVII столетия современные Приамурье и Приморье не входили в состав Цинской империи, но значительный военный потенциал Маньчжурского государства и постоянные грабительские набеги вынуждали восточные племена прибегать к нехитрой дипломатии. В те годы, когда им не приходилось отражать вторжения маньчжурских отрядов, народы Приамурья и Приморья отправляли к Цинскому двору посольства. Целью посольств было стремление откупиться от сильного соседа мехами и другими местными продуктами во избежание ограблений.
Условия жизни приамурских народов породили традиции свободного пользования промысловыми угодьями. В ХVII в. уже наметился распад патриархальных отношений: появилось имущественное расслоение, выделялась родо-племенная знать. Судя по отношению к земле, а верховным собственником земли был князец, можно предположить, что в ХVII в. в даурском обществе шло формирование феодального уклада. В руках “князца” сосредоточивались сбор и уплата ясака, распределение добычи.
На Сахалине, Курильских островах проживали айны. Традиционным занятием айнов было рыболовство, охота, морской зверобойный промысел и собирательство. Основной социально-экономической ячейкой была семья. Несколько домов образовывали соседско-родственную общину, руководимую советом старейшин.
Занятие, быт, культура аборигенов. Основные виды хозяйственной деятельности коренных народов определялись природно-географическими условиями, в которых им приходилось находиться. На Крайнем Северо-Востоке Азии население занималось охотой на дикого оленя, что впоследствии привело к приручению этих животных.
К югу от Анадыря обитали охотники и рыболовы. Рыболовством в основном занимались народы, проживавшие на Камчатке. Главным занятием коряков, ительменов, алеутов было рыболовство и зверобойный промысел. Вместе с тем, часть коряков оседлых имели небольшое количество оленей. Многовековой опыт жизни народов Крайнего Севера Азии породил особое мировоззрение, в основе которого лежал анимизм с одухотворением животных и явлений природы. С появлением русских стали складываться обменные и торговые связи. К середине ХVIII в. практически все ительмены были обращены в христианство.
Самым многочисленным этносом на юге Дальнего Востока являлись нанайцы. Как отмечают исследователи, у народов нижнего течения Амура, в отличие от северных народов, активно развивались межэтнические контакты, которые выражались в обмене сырьем и продукцией местного производства.
Пестрота конгломерата аборигенных народов дополнялась различиями в уровне социально-экономического развития, хозяйственной деятельности и самобытностью духовной культуры, обычаев и традиций. Общие хозяйственные интересы коренных народов и русских содействовали складыванию добрососедских отношений, обмену производственными и культурными навыками. Эвены, например, быстро и правильно усваивали русский язык. Принятие христианства, соседство с русскими служилыми и промысловыми людьми привели к появлению смешанных браков, к сближению культур. По-разному складывались отношения различных народов со своими соседями. Например, между натками, гиляками и эвенками сложились дружественные отношения, с айнами - враждебные. До прихода русских между ними велись войны.
Наибольший интерес для русских представляли приамурские народы - дауры, дючеры, поскольку они занимались земледелием. Общественные отношения этих народов находились на стадии формирования патриархально-феодального уклада. Верховным собственником земли был князец, власть которого передавалась по наследству. Даурские
князцы держали в повиновении тунгусские племена. С появлением землепроходцев дауры вошли в состав России, хотя этот процесс был далеко не гладким, в чем у нас будет возможность убедиться при изучении дальнейших разделов.
В целом социальная организация у большинства народов Дальнего Востока представляла различные ступени разложения родового строя. Общество состояло из родоплеменной знати, рядовых общинников и патриархальных рабов. Рабы выполняли самую тяжелую работу и пополнялись за счет военнопленных, купленных чужеродцев и сородичей, совершивших тяжкие преступления.

Также по теме:
Хабаровская документация города.