Долгожителей среди ветеранов-путейцев много, но ближе всех к вековому юбилею подошел Сергей Домрачев (на снимке). О нем не понаслышке знает не одно поколение работников ПЧ-6. Он из тех, кого можно назвать легендой пути.
– Сергей Егорович работал бригадиром пути в десятом околотке станции Красицкий. – рассказывает Иннокентий Верещагин. – Этот участок 8634–8637 очень сложный: там одни кривые. Но без всякого хвастовства скажу – при Домрачеве он был в отличном состоянии.
Таких хороших отзывов о работе Сергея Домрачева можно услышать множество. О нем с готовностью расскажут многие в Шестой Хабаровской дистанции пути. Таких путевых рабочих часть знала немного.
На Дальневосточную Сергей Егорович пришел в 1939 году. В поселке Красицкий начинал он путевым рабочим. С тех пор в его трудовой книжке появилось множество новых записей, но Сергей Домрачев остался верен своей первой профессии. В 1981 году он уходил на пенсию также в должности монтера пути, но только уже пятого разряда.
Отличный путеец
Трудовая слава Сергея Егоровича гремит до сих пор. Многие вспоминают, как встречались с ним на пути. У Домрачева было чему поучиться.
– В 1967 году после училища я пришла в дистанцию путевым рабочим. С этого времени мы и знакомы с ним, – рассказывает о Сергее Егоровиче председатель совета ветеранов ПЧ-6 Валентина Степанова. – Работник он был очень грамотный и требовательный. Хоть и не было у него путейского образования, зато был огромный опыт работы. Он только посмотрит и сразу понимает, что нужно делать. Хорошо запомнила один эпизод: специалисты долго смотрят при помощи технологии нивелир, просчитывают все. А он прибежал, на глаз быстро все определил – вправо, влево и на рихтовку.
Но такой бесценный опыт был заработан тяжелым трудом. В конце войны, как и многие дальневосточные железнодорожники, в составе Военного эксплуатационного отделения № 33 он отправился к западным границам России, помогать наступающим войскам Красной армии.
– Нас взяли как рабочих, – в который раз вспоминает Сергей Егорович. – Когда немец отступал, за собой рвал и шпалы, и линию. А нам необходимо было быстро все восстанавливать.
В составе отделения он прошел Польшу и добрался с победителями до Берлина. Но если для Европы война закончилась, то Дальний Восток еще несколько месяцев продолжал бороться за мир. Путеец Домрачев встречал сообщение об окончании Второй мировой войны уже на родине.
В 1948 году за труд по восстановлению линии в военные годы он был награжден званием «Отличный путеец».
И по сей день Сергей Домрачев готов держать марку. Даже в 90 лет он мечтает выйти на путь и начать работу. Ему всегда рады в Шестой Хабаровской дистанции пути, ведь таких работников сейчас днем с огнем не найдешь. А Сергей Егорович при встрече с молодыми коллегами лишь отшучивается:
– Вот заходил в отдел кадров, устраиваться хотел, да что-то не берут. Наверное, лет еще маловато.
Семья тружеников
Сегодня не встретишь среди монтеров пути женщину, а до войны и несколько лет после Победы путейские профессии осваивали и представительницы слабого пола, и подростки. Красавиц среди них было очень много.
Там, на пути, и встретил Сергей Домрачев свою будущую жену Нину. Она также работала монтером пути. Но скоро началась война. Вместе они отправились на фронт. Свадьбу сыграли перед самым отходом отделения дальневосточников в зону боевых действий: кто знает, что будет завтра.
Работали и жили молодожены вместе. Вместе переживали обстрелы, бомбежки, вместе восстанавливали путь. Вместе справлялись с роковой, как оказалось много лет спустя, контузией жены.
Расстаться им пришлось лишь в конце войны. На Дальний Восток она вернулась зимой 1944-го. А перед праздником Победы у молодой семьи Домрачевых родилась первая дочь – Валентина.
И началась мирная трудовая жизнь. Сергей Егорович вернулся в родную дистанцию, где уже ждали его любимая жена и дочь. Продолжил трудиться. Постепенно стали обзаводиться хозяйством.
– Был у меня замечательный бык, – вспоминает Сергей Домрачев. – Я на нем и землю пахал, и в телегу его впрягал. Мужики меня таксистом из-за этого прозвали.
О его образцовом подворье многие путейцы вспоминают и сегодня. Особой гордостью хозяина были куры и быки. Как считает Иннокентий Верещагин, такого красивого и важного петуха, как у Домрачевых, ни у кого не было.
– Родители нас с малых лет приучали к труду, – рассказывает Любовь Сергеевна, дочь ветерана. – Мы помогали соседям картошку копать, у себя на огороде работали. Денег тогда было немного, так что приходилось выкручиваться всей семьей. Мама нам всегда говорила, что отец не должен один деньги зарабатывать.
Прокормить большую семью было нелегко. Но в доме Домрачевых на трудности никто не жаловался.
– После войны мы еще четверых детей завели, – рассказывает Сергей Егорович. – Надо так было: как без ребятишек?
Сергей Егорович отец большого и дружного семейства. Сегодня сыновья и дочери Домрачевых живут не только в родном доме. Николай Сергеевич уже давно освоился в Москве, Валентина Сергеевна осталась в родном поселке, а Любовь Сергеевна и Анатолий Сергеевич живут вместе с отцом в Хабаровске. Дождался он не только внуков, но и правнуков. И вся большая семья собралась 19 января на юбилей отца.
Года – не беда
90 лет – это не беда. Сергей Домрачев сегодня по-прежнему с радостью и основательно берется за любое дело, будь то интервью, фотосессия или поездка на дачу.
Зимой Сергей Егорович гостит у сына и дочери. А как только станет тепло, перебирается в пригород, где и живет все лето.
– Мы не могли оставить отца в поселке, за ним присматривать надо. Он ведь очень самостоятельный: чаще всего от помощи старается отказываться. Закалка у него та еще, – рассказывает Анатолий Сергеевич, второй сын. – Когда мы были детьми, вместе с ним работали: ходили на пути траву полоть, рельсы чистить. За такое воспитание сейчас только спасибо сказать можно. Ведь у нас детство было по-настоящему счастливое.
Только железнодорожная династия в этой семье не сложилась. Никто из детей не продолжил дело отца. Да и можно ли стать более достойным монтером пути, чем Сергей Домрачев. За всех он отслужил дороге.
Сидеть дома не в характере Сергея Егоровича. Он частенько в шутку просит детей взять его с собой на работу. А вот снова оказаться среди путейцев – для него всегда праздник.
Несмотря на возраст, он как прежде радуется, заходя в родную дистанцию. Поспешно шагает к входной двери, забыв, что его поддерживает взрослая дочь, которая уже давно сама стала бабушкой.
В этом месте прошла вся его жизнь, здесь ему знаком каждый камень. Кажется, что он выходит из здания управления ПЧ‑6 помолодевшим. Отказывается от помощи, спускается сам и бодрой походкой не девяностолетнего человека идет к машине. Вот только, чем дальше дистанция, тем медленнее делается его шаг. Ведь за воротами он снова станет пенсионером, ветераном тыла.
Молодежь его уже не узнает в лицо. Пришло новое поколение путейцев, тех, кто только слышал о монтере Домрачеве. Они лишь с удивлением смотрят на медленно идущего по территории дистанции ветерана. Но те, кто еще помнит его, не пройдут мимо: обязательно пожмут руку, спросят, как дела, как здоровье.
– Я все еще на коне! – улыбаясь, ответит он и, хитро прищурившись, по-молодецки постучит тросточкой.
Автор: Екатерина Крюкова
Шестая Хабаровская дистанция пути помнит своих ветеранов
Долгожителей среди ветеранов-путейцев много, но ближе всех к вековому юбилею подошел Сергей Домрачев (на снимке). О нем не понаслышке знает не одно поколение работников ПЧ-6. Он из тех, когоТакже по теме: