Лет эдак 15-20 назад китайцы в Хабаровске считались действительно иностранцами. Нечастые официальные делегации и официальные же мероприятия - вот, пожалуй, и все, к чему тогда сводились обоюдные контакты. Сегодня дело иное.
Граждан Поднебесной дальневосточники видят сейчас гораздо чаще, чем пресловутых лиц кавказской национальности и среднеазиатской наружности. Они буквально вросли в нашу повседневность.
На городских рынках процветают целые ряды лотков и крохотных, обычно специализированных магазинчиков, где и товар, и продавцы - с сопредельной стороны. Круглый год хабаровчане покупают рис, овощи и фрукты, выращенные в КНР или на наших же землях, взятых в аренду трудолюбивыми соседями. Многие регулярно отправляются за рубеж за товаром, отдохнуть или полечиться на китайских курортах. В порядке вещей, если на улице к вам подойдет прилично одетый китаец и на приличном русском языке поинтересуется, не надо ли помочь привести в порядок квартиру. Обувь и сумки проще и быстрее отремонтировать у китайских же умельцев, располагающихся со своим инвентарем прямо на подступах к Центральному рынку... Словом, наши контакты стали весьма многообразными и разноплановыми. И вполне можно сделать вывод: "бархатное" освоение российского Дальнего Востока нашими соседями продвигается довольно успешно. Как тут не вспомнить изречение древнекитайского полководца Сунь Цзы, который говаривал: "Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь, берет чужие крепости - не осаждая".
Опять-таки с точки зрения обывателя, кстати, наверное, наиболее распространенной, можно только радоваться, что предприимчивость, трудолюбие, разворотливость соседей из-за Амура облегчают жизнь дальневосточников, делают ее разнообразнее, экономически насыщеннее. Ведь и по официальным данным (согласно статистическому отчету о социально-экономическом положении Хабаровского края за январь-март 2002 года), Китай является одним из основных торговых стран-партнеров края. На его долю приходится почти 43 процента внешнеторгового оборота края (на втором месте по этому показателю находится Япония - 18,9 процента).
Однако если посмотреть на проблему шире, вкупе с другими, то впечатления будут не столь однозначными. Взять демографический фактор. По данным Института экономических исследований ДВО РАН, с 1991 года численность населения Дальнего Востока сокращается темпами, превосходящими среднероссийские показатели. В начале 2000 года здесь проживали немногим более семи миллионов человек (за минувшее десятилетие потерян миллион дальневосточников. А согласно самому пессимистическому прогнозу ученых, если все останется как есть, через два десятка лет население на Дальнем Востоке сократится еще вдвое). В то время как в бассейне Амура на сопредельной стороне, по самым приблизительным подсчетам, находится 60-80 миллионов человек. Это все равно что поставить друг против друга борца сумо и спортсмена в наилегчайшем весе "пера"...
К тому же через границу по принципу сообщающихся сосудов постоянно течет ручеек мигрантов. Уже пять лет назад, по некоторым оценкам, считалось: на Дальнем Востоке нелегально проживает один миллион китайцев. Может быть, эта цифра и была завышена, однако и другие данные свидетельствуют о постоянном нарастании китайского присутствия. Если в 1989 году, согласно материалам переписи, в СССР насчитывалось немногим более 11 тысяч китайцев, то десять лет спустя оценки их численности в России колебались от нескольких сот тысяч до двух - двух с половиной миллионов человек.
Мнение
Заместитель Председателя Законодательной Думы Хабаровского края А. ПЕТРОВ (Александр Андреевич несколько лет возглавлял предприятие ООО "Бикин", которое осуществляло эксплуатацию автомобильного таможенного пункта пропуска Покровка - Жаохэ. - Прим. автора):
- Я считаю, проблема китайской миграции на Дальнем Востоке все-таки преувеличивается... Просто в нынешнем нашем состоянии региону не обойтись без привлечения иностранной рабочей силы. Неизбежно, по-моему, с учетом наших близких связей, и дальнейшее сближение, в том числе рост фактических браков между китайскими гражданами и россиянами. Другое дело, что сегодня просматривается тенденция незаконного использования иностранной рабочей силы, усиление криминальных китайских группировок. Пока они действуют на нашей территории против своих сограждан. Но завтра положение может измениться... Вот на это-то и следует законодательной и исполнительной властям всех уровней, таможенной службе, правоохранительным органам обращать особое внимание, принимать соответствующие меры.
Постоянное нарастание присутствия - это, естественно, усиление влияния на различные сферы нашей жизни, нередко с криминальным подтекстом. Так, в прошлом году во Владивостоке состоялась встреча руководителей Верховной народной прокуратуры Китая и Генеральной прокуратуры России. Там обсуждались проблемы контрабанды, экономических преступлений, торговли наркотиками, поставок мафиозными группировками русских девушек на рынок секс-рабынь...
Оборотная сторона медали - возрастающие масштабы хищнического биологического или экологического браконьерства. Притчей во языцех стало китайское браконьерство на Амуре. С ранней весны и до поздней осени российские пограничники совместно с другими заинтересованными службами проводят ежегодную операцию "Путина", однако число браконьеров не уменьшается. Свирепствуют на реке и наши: икра, калуга, красная рыба пользуются большим спросом у соседей. В Приморье границу постоянно переходят группы сборщиков древесной лягушки, а также легендарного женьшеня, королевского папоротника, других дикоросов.
"Дыры" в федеральном законодательстве позволяют без проблем вывозить за рубеж буквально по бросовой цене древесину ценных пород. И уже официальные лица говорят о преднамеренных поджогах тайги, ведь горельники отдаются в рубку за копейки, хоть там кедр рос, хоть амурский бархат. В Приморье объектом промышленного браконьерства стала медуза - "соленый холодец" из нее относится к давним деликатесам азиатской кухни. Таможенные органы региона то и дело задерживают "купцов"-перевозчиков, выполняющих специфические заказы иностранцев, со скелетами и шкурами уссурийского тигра, мускусом кабарги, желчью и лапами медведя, жиром лягушек, оленьими пенисами и пантами... Продукция, как видите, уникальная, а ее счет идет чаще всего на сотни килограммов.
В последние годы наблюдается новая тенденция: в Китай вывозятся представители живой дальневосточной фауны и флоры. Приведу только один факт. Нынешней весной браконьеры пытались перебросить через границу восемнадцать (!) маленьких медвежат в ящиках из-под фруктов. По одной из версий, за их счет планировалось пополнение поредевшей зарубежной фауны. По другой - косолапых малышей вывозили для того, чтобы сделать из них своеобразные фармацевтические фабрички и качать из живых дорогостоящую медвежью желчь. Когда есть спрос - на продажу идет все.
Но не успела отшуметь эта информация, как под Хабаровском на одном из дачных участков сотрудники специального отряда по борьбе с браконьерством охотуправления Хабаровского края обнаружили трехмесячного бурого медвежонка, которого, судя по всему, готовили для отправки в Китай. Этому косолапому, которого назвали Митькой, повезло - его отвезли в Центр реабилитации диких животных, действующий в крае. Там его подрастят, подкормят, а затем выпустят на волю. Другим мохнатым его сородичам грозит более печальная судьба... И это далеко не все проблемы. Как реагируют на них наши официальные лица?
Крупный чиновник не мудрствуя лукаво посоветовал на одной из встреч бороться с негативной демографической ситуацией и незаконной миграцией традиционным способом - рожать побольше...
Однако, по большому счету, эти проблемы беспокоят многих. Так, на недавнем совещании у полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе К. Пуликовского руководитель территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ по Хабаровскому краю Б. Вдовин докладывал:
- Внешняя миграция остается фактором напряженности в обществе, в том числе криминальной, и создает прямую угрозу национальной безопасности государства. Проблема неконтролируемой миграции актуальна для многих субъектов Российской Федерации, и для Дальневосточного федерального округа в том числе. Так, в 2001 году через посты миграционного контроля ДФО въехали около 540 тысяч иностранных граждан - на 18 процентов больше, чем в 2000-м. 72 процента от этого числа составили граждане КНР. По линии безвизового туризма - 240 тысяч человек. (Для сравнения: из стран СНГ за этот период на Дальний Восток прибыли немногим более десяти тысяч.) Для работы на дальневосточных предприятиях привлечено около тридцати тысяч иностранных граждан. Среди них преобладают китайские граждане, которые работают в основном в Хабаровском и Приморском краях. За нарушение правил проживания привлечены к ответственности более 44 тысяч иностранцев, из них 20 тысяч - граждане КНР.
Данные, как видите, весьма красноречивы. Но, по мнению Бориса Николаевича, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует научно разработанная концепция государственной миграционной политики.
В конце апреля экс-губернатор Хабаровского края В. Ишаев подписал постановление, которым утвердил план мероприятий по борьбе с незаконной миграцией на 2002-2003 годы. В нем предусматриваются и совершенствование правовой базы, и усиление контроля за пребыванием иностранцев и лиц без гражданства на нашей территории, и повышение требовательности ко всем без исключения по соблюдению паспортно-визовых правил и иных нормативно-правовых актов, связанных с въездом, пребыванием и выездом из пределов края. И объединяются усилия всех ведомств и служб, занимающихся этими вопросами.
Мнение
Генеральный директор дирекции межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье" К. Евтушенко:
- Назрела острейшая необходимость ввести наконец рынок "челноков"-мешочников в нормальное законодательное и прозрачное русло. Во-вторых, во время предстоящей переписи населения надо выяснить и истинную численность иностранных граждан, в том числе из КНР. Пора четко определиться с числом незаконных мигрантов и поставить им заслон. А самое, на мой взгляд, главное - при реализации программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2005-2010 годов необходимо прежде всего на государственном, федеральном уровне заботиться о сохранении и создании рабочих мест для дальневосточников, закреплении их на здешних трудных землях. Нормальные условия труда, быта, учебы, приток "свежей крови" - новых российских переселенцев - вот основное противодействие иностранной экспансии на Дальнем Востоке.
Кстати, первые, пока еле слышные звоночки, возможно, уже сигнализируют о том, что период "бархатного" освоения дальневосточных земель завершается и может перейти в следующий, более жесткий этап. Пообвыкнув, пообтершись в наших, прямо скажем, благоприятных условиях, почувствовав себя увереннее в своих крепнущих землячествах, некоторые наши гости начинают утрачивать свои традиционные услужливость и предупредительность. Теперь они могут отказаться от невыгодного ремонта старой обуви, не принять от покупателя проданную ему пять минут назад бракованную вещь, а то и погнать взашей вместе с претензиями. Да что взашей?! На одном из хабаровских рынков вспыльчивый продавец нашел радикальное средство для прекращения спора с настырной русской женщиной - он ударил ее ножом...
По слухам, которые обычно на пустом месте не рождаются, теперь жители Поднебесной стараются покрепче зацепиться на российской земле - через подставных лиц приобретают собственность, вступают в браки с русскими гражданками. Правда, число последних - по крайней мере, по официальным данным - пока не очень велико. Пока...
"Железный занавес" в нынешних условиях не решит проблем. Старое идеологическое клише "Русский с китайцем - братья навек" потеряло свою привлекательность. Сегодня на первый план выходят другие ценности. А мировые история с географией обязывают нас к партнерству, ведь и китайцы любят вспоминать поговорку о близком соседе, который лучше дальнего родственника.
Но давайте не станем прятаться от реальности: как правило, слабый сильному - не товарищ. И потому нужно как можно быстрее и на государственном уровне решать проблемы миграции в комплексе с другими, которые захватывают Дальний Восток в свои тиски. Среди них - демографические, экономические... По большому счету, это проблемы улучшения качества жизни дальневосточников, которые в экстремальных условиях живут и трудятся на необозримых пространствах Дальней России. Иначе в XXI веке Дальним Востоком будут прирастать вовсе не российские богатства. Еще надо помнить, что Китай - великая страна, с которой мы обречены на сотрудничество. И у нашего соседа есть чему поучиться. Наверное, прежде всего последовательному отстаиванию собственных национальных интересов.
Политика России, стимулирует приток китайцев в РФ, и отток российского населения с Дальнего Востока. Программа выделения земли при невозможности сколько-нибудь нормально вести на ней хозяйственную деятельность обречена на провал, и не привлечёт людей на Дальний Восток.
Среди китайцев крепнет убеждение, что значительная часть территории российского Дальнего Востока (включая, например, Владивосток) — это отторгнутая от Китая территория, которую необходимо вернуть.
Вывод
Согласно прогнозу, через два десятка лет население на Дальнем Востоке сократится вдвое. В то время как на сопредельной стороне находится 60-80 миллионов человек.
Миграция остается фактором напряженности, в том числе криминальной, и создает прямую угрозу национальной безопасности государства.
Светлана Шарапова