Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Хабаровскому трамваю - быть!

Когда ты подрастешь и ножками пойдешь,Ты помни: далеко ты не уйдешь!Но, друг, не унывай – на это есть трамвай,Веселый наш хабаровский трамвай! Когда войдешь в трамвай, ты рот не разевайИ
Когда ты подрастешь и ножками пойдешь,Ты помни: далеко ты не уйдешь!Но, друг, не унывай – на это есть трамвай,Веселый наш хабаровский трамвай!
Когда войдешь в трамвай, ты рот не разевайИ по карманам шарить не давай!Копейки доставай, вперед передавай – Ведь это наш хабаровский трамвай!Сегодня лишь немногие города России могут похвалиться тем, что по их улицам курсируют трамваи, в их числе – наш Хабаровск. . И этот факт не может не радовать, с чем к концу разговора об этом электрическом «извозчике» наверняка многие согласятся.Еще с весны, чего уж тут скрывать, в рядах хабаровчан то и дело раздавалось ворчание по поводу временных изменений маршрутов движения трамваев, вызванных ремонтом путей, контактной сети электрического транспорта, опор и питающих фидеров (специальные кабели, соединяющий контактные сети с подстанциями) и электроподстанций. Однако, к ноябрю текущего года пассажиры хабаровских трамваев перестанут испытывать неудобства: к зимним холодам будет завершен плановый ремонт ряда трамвайных путевых участков. Как отметил начальник муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» Николай Илющенко, в нынешнем году из бюджета города на эти цели выделено свыше 36 миллионов рублей. На эти средства будет отремонтировано 2 километра трамвайных путей – их ремонт закончат к ноябрю, а до конца декабря завершат замену около 5 километров контактной сети, 2 километров питающего фидера, 110 опор контактной сети. В настоящий момент проведен ремонт подстанции, полностью окончена реконструкция участков трамвайного пути: Депо-1 – парк имени Гагарина, 19-я школа – «Стройматериалы», «Автодорожный техникум» - «Кинотеатр Хабаровск». Ремонтные работы продолжаются на участках: Центральный рынок – улица Дикопольцева, улица Серышева – улица Советская, улица Советская – улица Брестская. По словам Николая Илющенко, все работы идут в соответствии с планами и графиками.

При ремонте трамвайных путей в Хабаровске пошли на эксперимент. Вместо привычной всем рельсо-шпальной решетки на деревянной основе, срок службы которой – 20 лет (при условии постоянного обслуживания целым штатом монтеров), на участке в 400 метров от улицы Дикопольцева до Центрального рынка ведется монтаж трамвайного полотна с современными железобетонными шпалами, которые могут эксплуатироваться до 50 лет и даже более. «Применяется абсолютно другой принцип укладки такого пути: не нужно ходить и забивать костыли. При этом железобетонные шпалы почти не подвержены капризам погоды: рельсы, уложенные на бетонную основу, никогда не будут «гулять». Снизятся и затраты на содержание ремонтных бригад рабочих-путейцев, так как бетонные шпалы не будут требовать такого тщательного присмотра и обслуживания, как деревянные», - сказал Николай Илющенко. Экспериментальный участок будет запущен в эксплуатацию к ноябрю текущего года. Его укладка ведется на собственные средства МУП и обойдется в 1 миллион 200 тысяч рублей. Если новая технология хорошо зарекомендует себя в городских условиях, веку деревянных шпал в Хабаровске наступит конец, тем более, что производство их железобетонных «конкурентов» наладили в краевой столице. Заметим, что первой преимущества таких шпал оценила железная дорога, практикующая этот метод прокладки путей уже довольно длительный период.
Хабаровскому трамваю - быть!


Как рассказал начальник службы пути МУП города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» Андрей Доценко, участок между Дикопольцева и рынком был выбран не случайно, так как является чрезвычайно грузонапряженным: по нему ежедневно проходят сразу 5 трамвайных маршрутов. На сегодняшний день уложено уже 75 метров пути - 12 железобетонных рельсо-шпальных решеток. Их кладут в ночное время, при этом задействуется мощный кран грузоподъемностью до 25 тонн, ведь 1 решетка, состоящая из 21 шпалы и 2 рельсов, весит 7,5 тонн (вес одной шпалы – около 300 килограммов)! Сейчас из-за погодных условий работы временно приостановлены, но на будущей неделе обязательно возобновятся.
В дальнейшем обслуживании эта конструкция довольно непритязательна: нужно будет только смазывать и вовремя подтягивать болты. 
Хабаровскому трамваю - быть!


Единственным (и весьма незначительным) недостатком является лишь то, что укладывать железобетонные рельсо-шпальные решетки можно будет только на обособленном полотне – там, где не ездят автомобили, так как асфальтирование этих шпал технологией не предусмотрено.
Путевая новинка – не единственная в трамвайно-троллейбусном царстве дальневосточной столицы. На городских  трамвайных остановках начали появляться электронные информационные табло. «Сейчас таких установлено пока только 2: на железнодорожном вокзале и на пересечении улиц Шеронова и Муравьева-Амурского. До конца года около полутора десятков электронных информаторов будут размещены на самых важных, с насыщенным пассажиропотоком, маршрутах: в направлении Химфармзавода, на улице Джамбула и иных местах», - рассказывает Николай Илющенко.Вот как выглядит табло на остановке «Муравьева-Амурского»:
Хабаровскому трамваю - быть!


Хабаровскому трамваю - быть!


А вот оно  -  на железнодорожном вокзале:

Хабаровскому трамваю - быть!


Хабаровскому трамваю - быть!


Как видите, на этих табло располагается три вида полезной горожанам информации (и, конечно, реклама – куда же без нее!): точное время, номера маршрутов, идущих по данной ветке, и сведения о том, прибудет ли трамвай по расписанию или с задержкой. В случае последней на табло высвечивается информация о причине, ее вызвавшей. По словам Николая Илющенко, главная цель этих табло – избавить граждан от бессмысленного простаивания на остановках в ожидании трамвая, который, например, застрял в пробке из-за ДТП, дать людям возможность своевременно воспользоваться другим видом транспорта. Контролировать работу табло и размещение на них информации будут специально подготовленные диспетчеры МУП. Пока эту работу ведет хабаровская фирма-поставщик, однако с сентября транспортники возьмутся за это дело сами.  При этом всех диспетчеров, работающих с табло, в обязательном порядке проверят на грамотность, дабы не появлялось на электронных мониторах сообщений с ошибками, дающими повод для сарказма и негативно сказывающимися на имидже города. И еще о новинках. На минувшей неделе хабаровской мэрией была выделена субсидия на приобретение двух новых трамваев по программе энерго- и ресурсосбережения. Это будут вагоны последней модификации марки «КТЗ» (Усть-Катавского вагоностроительного завода, расположенного в Челябинской области). Сейчас в Хабаровске ходят уже 5 таких трамваев: нарядные оранжевые комфортабельные вагоны пришлись хабаровчанам по вкусу. Полюбуйтесь:

Хабаровскому трамваю - быть!
Новая пара вагонов поступит в город к концу года. Их общая стоимость – около 29 миллионов рублей. На первый взгляд, это о-о-очень дорого, и хотя окупится такой трамвай за 6-7 лет, при этом срок его беспроблемной службы – не менее 16 лет, а при своевременном ремонте он «пробегает» по рельсам и все 30! При этом, заметьте, новые вагоны потребляют электроэнергии на 45%  меньше, чем старые.
Сегодня трамвайный парк в Хабаровске состоит из 80 вагонов, 55 из которых - вагоны производства Рижского вагоностроительного завода. Они находятся  эксплуатации уже около 30 лет и доставляют массу проблем, так как возможности закупать запчасти к ним у завода-производителя нет. Вот он, «старичок», кряхтя, катится по новым рельсам.
Хабаровскому трамваю - быть!


Вагон «КТЗ» (тот оранжевый симпатяга) устроен гораздо проще и надежнее устаревшего во всех отношениях рижского, но, увы, таких красавцев в нашем городе пока слишком мало. Впрочем, кое-что для повышения уровня трамвайного комфорта  делается уже сегодня. Началось оснащение трамваев системами климат-контроля – таких вагонов уже 5. Летом в них прохладно, а зимой – тепло: вместо традиционных печек в них ставят тепловые завесы. 
Для того, чтобы «светлое трамвайное завтра» настало как можно скорее, разработана и принята в июле текущего года целевая трехгодичная муниципальная программа реконструкции и поддержания путевого энергетического хозяйства. С 2013 по 2015 годы на эти цели в рамках программы  будет потрачено 116,3 миллиона рублей.
Вы, наверное, спросите, почему на развитие электротранспорта тратятся такие средства? Чем он столь замечателен? Если помните, еще недавно в соседнем с нами Владивостоке полностью отказались от  трамваев и даже разобрали пути. Как выяснилось, сей шаг оказался опрометчивым. Замена трамваев частными автобусными перевозчиками оказалось малоэффективной, так как работали «маршрутки» с частыми перебоями в графиках, хозяева не следили за их техническим состоянием, набирали в штат водителей с недостаточной квалификацией, подвергая опасности жизни пассажиров. Тут-то и вспомнили о надежных трамвайчиках, бороздивших городские просторы с завидной регулярностью.  Буквально накануне власти Владивостока приняли решение о полном (и скорейшем!) возрождении в приморской столице этого вида общественного транспорта.  И еще о преимуществах трамвая. Первоначальные затраты при создании трамвайной системы ниже, чем затраты на строительство метро или монорельсовой системы, так как нет необходимости в полном обособлении линий. Несмотря на то, что электроэнергия сегодня дорожает, эти наценки все равно отстают от стремительных темпов удорожания топлива, поэтому трамвай в полной мере можно считать экономичным. Вместимость трамвайных вагонов, как правило, выше, чем у автобусов и троллейбусов. Пассажироемкость трамвая современной конструкции  вообще недостижима для троллейбусов и автобусов, ведь этот ходок по рельсам - единственный вид наземного городского транспорта, который может изменять свою длину за счёт сцепления вагонов (секций) в поезда в час пик и расцепления в остальное время. Кстати, о часе пик.  В это стрессовое для транспортного потока время средняя скорость движения автотранспорта в пробках – не более 4-х километров в час, тогда как трамвай, практически не зависящий от дорожных заторов, продолжает ехать со скоростью 17,5 километров в час. А если дать трамваю «зеленую улицу» (хотя бы на основных магистралях), то его скорость могла бы достигать 35 километров  в час. «Если пассажиры будут знать, что трамваи идут без перебоев и с хорошей скоростью, многие предпочтут пользоваться ими, а не ехать в центр Хабаровска на личном автомобиле, припарковать который  там еще надо умудриться! При этом с каждым днем неизбежно будет расти число платных парковок. По-моему, трамвай поможет в значительной степени сэкономить деньги не только государства, но и потребителей», - считает Илющенко. И с этим трудно спорить. Еще одно бесспорное достоинство – экологичность: Трамваи, как и другой электрический транспорт, не загрязняют воздух продуктами сгорания и абсолютно электробезопасны для пассажиров, так как их кузов всегда заземлен через колеса и рельсы. В конце концов, трамвай – вид транспорта с очень большой и славной историей. Пуск первой трамвайной электрической линии состоялся в 1888г. в г. Ричмонд (США). А уже через 7 лет общая протяженность трамвайных путей в этой стране достигла 12100 км.В Европе электрический трамвай также развивался с невероятной быстротой. Большая часть трамвайных сетей в городах Европы были построены или электрифицированы в период с 1895 по 1900 гг. Только за десять лет было построено или электрифицировано более 20000 км путей, а также сконструированы и пущены в эксплуатацию десятки тысяч единиц транспортных средств.В Восточной Европе электрический трамвай, как известно, впервые появился в г. Киеве. Пассажирские перевозки здесь начались 1 июня 1892 года на линии протяженностью 1,5 км. Преимущества электрического трамвая были настолько убедительны и очевидны, что путь от конки и парового трамвая к электрическому в г. Киеве был пройден всего за один год, а все линии конки общей протяженностью 25 км были электрифицированы в течение первых трех лет.Первые проекты хабаровского трамвая, датированные 1901 годом, реализованы не были; проектам 1930-х годов помешала война. Постройка трамвайной линии началась только в 1953 году, первая линия открыта в 1956 году, а последнее по времени расширение сети пущено в эксплуатацию в 1979. Выглядели тогда хабаровские трамваи примерно так: 
Хабаровскому трамваю - быть!


Стоит отметить, что сегодня общая протяженность городских трамвайных путей в однопутном направлении составляет 76 километров, а контактных проводов электротранспорта – более 140 километров. Все это электрохозяйство обслуживают 12 подстанций. И дальше хабаровскому трамваю – быть!
Коль едешь ты в час пик, и девушка стоит,То ты ее за талию хватай:Она не закричит, культурно промолчит,Ведь это наш хабаровский трамвай!P.

Также по теме:
Сводка происшествий и событий в Хабаровске.