Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Развитие электротранспорта в Хабаровске

Городской электротранспорт: от прошлого к настоящему.
Развитие электротранспорта в Хабаровске

Первые подвижки в развитии городского рельсового электротранспорта начались еще в 1950 году. Тогда, 29 июля, был решен вопрос о строительстве трассы трамвайной линии № 1, которая шла от запроектированной площади поселка завода № 876 (Хабаровск-2) до Вокзальной площади.

В 1953 году началось строительство трассы первой трамвайной линии. Рабочих рук не хватало. На земельные работы стали привлекать горожан на общественных началах. В 1956 году в Хабаровске был объявлен набор слушателей по новой специальности – водитель трамвая. Обучение первой группы проводилось во Владивостоке. Затем был укомплектован штат управления Хабаровского трамвая. В своей основе оно занималось организацией перевозки пассажиров электрическим транспортом. На тот момент на балансе этого управления были 7 трамваев типа КТМ-1 и 5 типа МТВ-82, протяженность первой линии составляла 19 километров в однопутном исчислении.

В 1957 году введен маршрут трамвая № 1 «Химфармзавод - Железнодорожный вокзал», построена однопутка до Рубероидного завода – маршрут трамвая № 2. На балансе управления Хабаровского трамвая числилось 32 вагона типа МТВ-82.

В 1958 году был сдан в эксплуатацию маршрут трамвая № 5 «Железнодорожный вокзал – 38 школа».

В 1959 году маршрут трамвая № 5 был продлен до Мясокомбината, а в 1960 году - до поселка имени Кирова.

В соответствии с решением исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся от 14 сентября 1959 года № 473 «Об отводе управлению трамвая земельного участка для строительства трамвайного депо» управлению Хабаровского трамвая был предоставлен в бессрочное пользование для строительства трамвайного депо земельный участок в Краснофлотском районе Хабаровска.

На основании решения исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся от 14 апреля 1962 года № 194 «Об отводе земельного участка УКСу горисполкома для строительства троллейбусного парка» управлению капитального строительства исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся был предоставлен земельный участок для строительства троллейбусного парка в Железнодорожном районе города Хабаровска по Чернореченскому шоссе.

В 1967 году был открыт маршрут трамвая № 6 «Железнодорожный вокзал - улица Лазо».

В 1968 году началось строительство троллейбусного депо и троллейбусной линии по маршруту № 1 «Аэропорт - Комсомольская площадь».

В соответствии с решением исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся от 9 апреля 1973 года № 247 «Об отводе УКСу горисполкома земельного участка для строительства тяговой подстанции троллейбуса в Железнодорожном районе» управлению капитального строительства исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся был предоставлен земельный участок для строительства тяговой подстанции троллейбуса парка в Железнодорожном районе Хабаровска по улице Карла Маркса.

17 июля 1973 года в Краснофлотском районе Хабаровска введено в эксплуатацию трамвайное депо-2. Ему было передано 42 трамвайных вагона типа МТВ-82.

30 декабря 1974 года государственной комиссией был принят пусковой комплекс троллейбусного управления.

С вводом в эксплуатацию троллейбуса в Хабаровске и принятием решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 9 января 1975 года № 22 «Об организации трамвайно-троллейбусного управления в г. Хабаровске» с 1 января 1975 года в Хабаровске было организовано трамвайно-троллейбусного управление управления коммунального хозяйства исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся на базе управления Хабаровского трамвая.

Трамвайно-троллейбусное управление являлось юридическим лицом, имело свои печати, угловые штампы, счета в учреждениях банков, работало на принципах полного хозяйственного расчета, имело самостоятельный баланс.

В трамвайно-троллейбусном управлении создавались документы по основной деятельности, научно-техническая документация и документы по личному составу.

С 18 января 2018 года начал свою работу по перевозке пассажиров МУП Хабаровска «ГЭТ». Предприятие обслуживает 3 трамвайных, 1 троллейбусный и 4 автобусных маршрута. За ним на праве хозяйственного ведения закреплено 35 автобусов, 3 трамвая и 21 троллейбус. Остальное имущество электротранспорта арендовано у предприятия-банкрота МУП «ТТУ» включено в конкурсную массу и подлежит продаже согласно Федеральному закону №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В настоящее время в МУП «ГЭТ» работает более 700 человек. Организация работает в штатном режиме. Заработная плата выплачивается в установленные сроки. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия проводится постоянная работа по увеличению доходов, оптимизации объемов транспортной работы, сокращению расходов, численности персонала.

Техническое обслуживание подвижного состава производится специально подготовленным персоналом, который несет личную ответственность за качество ремонта каждой единицы транспортного средства.

Администрация Хабаровска для организации перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом, ежегодно в рамках требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключает муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам городским электрическим транспортом на территории городского округа «Город Хабаровск». Размер бюджетных средств, направленных на данные цели, в 2019 году составил 113,8 млн руб., в 2020 году - 142,8 млн руб., в 2021 году - 158,7 млн руб.

Благодаря взаимодействию правительства Хабаровского края с правительством Москвы на баланс города безвозмездно передано 20 московских троллейбусов. Сейчас они работают на маршруте № 1. Кроме того, подписано соглашение о передаче Хабаровску 9 трамваев из столицы.

В настоящее время маршрутная сеть городского электрического транспорта охватывает все районы Хабаровска.

Также по теме:
История города Хабаровска, информация и публикации о городе.