Каждый второй ребенок в стране сталкивался с буллингом (систематической целенаправленной агрессивной травлей - ред.) – заявила в сентябре этого года уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова. После получения такой статистики были проведены проверки во всех регионах России. "Мы проверили службы медиации. К сожалению, порой они оказались абсолютно формальны", - сказала она.
Буллинг происходит не только в реальной жизни подростков, но и в виртуальной. Более трети (39 %) школьников боятся рассказывать о случаях интернет-травли. Летом 2020 года были приняты поправки Президента РФ Владимира Путина к закону «О воспитательной составляющей образования».
В марте 2021 года Владимир Путин во время встречи с волонтёрами вновь вернулся к этой теме. По мнению Президента, интернет должен подчиняться не только юридическим правилам, но и «моральным законам общества, в котором мы живем, иначе это общество будет разрушаться изнутри».
«Это использование детей в качестве инструмента для достижения чьих-то эгоистических целей. И всегда это источник получения прибыли. Как ни странно, в том числе и при подталкивании несовершеннолетних, подростков к суицидам, к самоубийствам. И там находят возможность дать заработать», — сказал Владимир Путин.
В ноябре 2021 года в Хабаровске планируется провести практический семинар - погружение для педагогов, которые работают с детьми, в том числе классных руководителей, педагогов-психологов. Темой станет буллинг, приводящий, в том числе, к необратимым последствиям. О проблеме и путях её решения рассказала Ольга Олифер, генеральный директор КГАНОУ "Хабаровский центр развития психологии и детства "Псилогия", главный внештатный психолог ДФО.
- Есть ситуация детского буллинга – по-русски говоря травли в школе, есть самоповреждающее поведение детей, которые наносят себе всевозможные травмы. Ситуация происходит в школах повсеместно, по всей стране и нуждается в глубокой проработке. С этой целью и будет проводиться первое заявочное мероприятие, на котором мы попробуем более детально разобрать проблему с руководителями школ, классными руководителями.
Очень важно посмотреть на проблему глазами детей, подростков, которые это прожили или переживают сейчас, а мы часто судим об этом со своей взрослой колокольни. Нам кажется, что проблема стоит не так остро, но для ребёнка она может быть решающей в его жизни.
Город Хабаровск ведёт такую работу не первый год: проводятся родительские собрания, обучение школьных психологов. Однако сейчас, судя по количеству обращений к нам, которых становится всё больше, по растущим цифрам статистики - у нас ситуация созрела для того, чтобы не просто работать в штатном режиме, теперь необходимо принятие серьёзных решений. То есть, за семинаром – совещанием, которое мы проведём в ноябре, последует большая программа обучения педагогических коллективов, рассчитанная на год. Это будут обучающие тренинги, это будут нестандартные мероприятия, где сами педагоги смогут почувствовать себя на месте ребёнка в трудной ситуации, и где им будут даны приёмы, как распознать такое поведение вовремя и как с таким ребёнком взаимодействовать.
Поводом для травли является всё, что угодно, любая инаковость. Ей может подвергнуться ребёнок, который по-другому выглядит, иначе себя ведёт, не разделяет взгляды одноклассников, занимает другое социальное положение. Спровоцировать травлю может даже какой-то незначительный повод, событие. Беда в том, что педагогический коллектив этого не замечает или не хочет реагировать. Тот единственный учитель, который это увидел, пусть даже это классный руководитель, или школьный психолог – он не в силах справиться с ситуацией. Законы буллинга таковы, что коллектив объединяется и одному человеку с этим сложно работать. Поэтому нам так важно, чтобы были команды специалистов, которые, поддерживая друг друга, будут эти ситуации выравнивать ещё до того, когда они перерастут в тяжёлые формы: когда ребёнок боится ходить в школу, прячется за болезни, говорит, что у него головные боли, придумывает другие причины и способы избежать встречи с одноклассниками. Не допустить совсем такие ситуации, наверное, невозможно. Но я надеюсь, что нам удастся эту ситуацию поменять.
С родителями тоже будем проводить работу, уже не просто через родительские собрания, но и через группы активных, заинтересованных родителей, которые есть в любой школе - такой школьный родительский актив. Пока мы этот вопрос продумываем, но скорее всего мы будем обучать их и через них будем транслировать это другим родителям, которые пока находятся в стороне. Родитель родителя иногда слышит лучше, чем родитель педагога.
Некоторые директора школ и педагоги скептически относятся к серьёзности проблемы, говорят - а что такого, всегда же это было? Есть те, кто предпочитает не видеть этих ситуаций, потому что трудно, страшно и не хочется в это вмешиваться.
На совещании мы хотим показать, насколько это бывает травматично для ребёнка, для того, чтобы наши педагогические коллективы захотели перенастроиться, поняли, что нельзя закрывать глаза на эти проблемы. У нас будут истории взрослых людей, которые пережили эти ситуации. Они расскажут, какой отпечаток это оставило в их душе, в их жизни и как сложно было с этим справляться.
Важно, чтобы все поняли: это не какая-то история из разряда «дети заигрались и всё пройдёт». Это не проходит и оставляет очень часто глубокий и долгий след в судьбе даже взрослого человека. Он вырастает и становится членом нашего общества, а у него внутри большая рана.