Воскресным днем 25 октября 1892 г. китайцы – разносчики предлагали прохожим новую газету “Дальний Восток”. О том, что в портовом городе появится еще одно, второе, издание уже в нескольких номерах извещала еженедельная общественно-литературная и морская газета “Владивосток”. Но выпуск первого номера несколько раз переносился, и вот он увидел свет.
Редактором “Дальнего Востока” стал бывший соредактор “Владивостока”, бывший штурман Виктор Ананьевич Панов. Человек с активной жизненной позицией, энергичный, он почувствовал интерес к журналистике, сотрудничая 5 лет с “Владивостоком”. Получив вознаграждение за две “пятилетки” – столько полных лет прослужил штурман на Тихом океане – он решил издавать свою газету. В центре города на склоне сопки Панов построил два здания: жилое для семьи, и двухэтажное, чтобы с бухты заметно было – для типографии и редакции. (Это здание помнят старожилы. В советское время в нем располагался Приморский радиокомитет, позднее на этом месте построили драмтеатр.) В газетном деле В. Панову на первых порах деньгами помогла жена Евгения Алексеевна (Веденская), дочь надворного советника, впоследствии она занялась издательской деятельностью.
В первые годы газета выходила один раз в неделю, в начале ХХ века стала ежедневной. Во многих населенных пунктах у “Дальнего Востока” были свои корреспонденты, поэтому она освещала все значительные события и обыденную жизнь Приамурского края. На ее страницах специалисты и горожане обсуждали, например, как развиваться торговому порту, что принесет отмена “порто-франко”, как наладить водоснабжение во Владивостоке, как помочь крестьянам обустроить свое хозяйство, критиковалась деятельность Владивостокской Думы и управы – ведь редактор Панов на протяжении двух десятков лет был городским гласным. Одним словом, не оставалась без внимания газеты ни одна сторона жизни далекой окраины. Целая страница отводилась событиям, происходящим в России и за границей, как на западе, так и в соседних с Приморьем странах. Причем достаточно оперативно. Редакция располагала своей телеграфной линией и принимала сообщения из Петербурга, Москвы, Харбина.
“Дальний Восток” оснащалась современным в то время типографским оборудованием. В 1911 г. здесь появилась первая наборная машина линотип, шесть больших скоропечатных машин, электро-типо-литография изготавливала клише фотографий, печатала цветными красками. Эти новшества позволили газете выпускать еженедельно иллюстрированные приложения, публиковать много рекламы.
В редакционной политике В. Панов придерживался “национальной мысли”. Газета последовательно выступала за Рабочий союз (черносотенцев), против “желтого труда” – засилья китайцев, корейцев в Приморье, и в тоже время приводила факты, что инородцы работают лучше, труд их обходится дешевле. Кстати, в типографии газеты так же преобладал “желтый труд”, а русские наборщики, стоя по 12–15 часов у касс, получали плату как сторожа – 30 рублей.
Периодами газета проповедовала монархические идеи, затем поддерживала социал-демократов. Из-за этого редактор подвергался нападкам со всех сторон, но объяснял свою позицию “своеобразием местной жизни”. Газета имела авторитет не только в Приамурском крае. Когда в 1915 г. в Сан-Франциско проходил международный конгресс газетчиков В. Панов участвовал в его работе. Однако его отношения с собратьями по перу в Приморье были обострены до предела. С первых же номеров “Дальний Восток” начал войну с конкурентами. Без внимания не оставался ни один номер “Владивостока”, критиковались статьи “Далекой окраины”, “Приамурских ведомостей”. Спуску Панов не давал никому. Особо доставалось его бывшему наставнику, журналисту и издателю Н. Матвееву. Он был героем многочисленных фельетонов, пародий и докладных записок генерал-губернаторам.
Октябрьская революция, гражданская война, частая смена власти сделали невозможным регулярный выпуск “Дальнего Востока”: газету закрывали, она меняла свое название…
Тридцать лет Виктор Ананьевич Панов отдал приморской журналистике. Возможно, что после всех перипетий, происходящих с ним и его газетой, он устал от жизненной суеты. В июле 1922 г., когда уже стало очевидным, что Владивосток ждут значительные перемены, что придет новая власть, прошло очередное заседание городской Думы. Обсуждали какие-то незначащие вопросы. Когда гласным дали на подпись протокол, редактор размашисто начертал на листе: “А за окном цветет липа. В. Панов”.
См.: Егорчев И. Достойны знания и памяти...: [о первом ред. газ. “Дальний Восток” В.А. Панове] // Утро России. – 1997. – 13 янв.; Шолох Е. “Человек, вредный для общественного спокойствия”: [о В. Панове, основателе газ. “Дальний Восток”] // Конкурент. – 2006. – 11–17 июля. – С. 30; Хисамутдинов А. Панов В.А.: журналист, управлявший городом: [один из основателей дальневост. прессы, ред. газ. “Дальний Восток”] // Хисамутдинов А. Жизнь замечательных людей Владивостока. 1860 – 150 – 2010. – Владивосток, 2010. – С. 226–229.
Г.Г. Климов
Календарь дат и событий Приморского края на 2017 год