Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Бензиновый лабиринт

С начала года снова наблюдается дисбаланс в опте, что оказывает давление на розницу. Цены на заправках поползли вверх.
Бензиновый лабиринт

Так что же происходит с ценами на моторное топливо в России и кто в этом виноват? Два главных вопроса повисли в воздухе и никак не найдут точку опоры.

С начала года снова наблюдается дисбаланс в опте, что оказывает давление на розницу. Цены на заправках поползли вверх. Автовладельцы ожидаемо высказывают недовольство. И вновь камни полетели в сторону нефтяников. Но так ли все очевидно, как кажется на первый взгляд? Владеть автомобилем в наше время стало очень накладно. Утилизационный сбор, страховка, транспортный налог, парковки, штрафы, топливо - все это вытягивает из нашего кармана ощутимые суммы. За последние пять лет ставки акцизов на нефтепродукты увеличилась почти вдвое, а с 1 января 2021 года они выросли еще на 4%. Как при этом не расти ценам на бензин и дизель?

Сейчас около 70% стоимости горючего составляют налоги и акцизы. Другая причина - так называемый демпфер. Механизм, который был запущен 1 января 2019 года для того, чтобы компенсировать нефтяным компаниям потери в случае, если поставки на внутренний рынок для них окажутся менее привлекательными, чем экспортные. Парадоксально, но демпфер заработал в противоположном направлении. В прошлом году Федеральная антимонопольная служба официально признала, что этот механизм добавил около 4% в цену на топливо на внутреннем рынке.

На рост цен влияют и транспортные расходы, которые составляют около 10% конечной стоимости. В последние годы тарифы на перевозку грузов ежегодно увеличивались на 7-10%, и только с 2019 года правительство ограничило ежегодный рост уровнем инфляции. Но даже такой рост тарифа критичен для АЗС во многих регионах. Наиболее остро вопрос стоит для Дальнего Востока, где работает всего два НПЗ. Их мощностей не хватает для удовлетворения спроса огромного региона, а строить дополнительные мощности при действующей налоговой политике просто не выгодно. Владельцам АЗС приходится закупать топливо в соседних областях и везти по железной дороге, что приводит к росту цен на него в Дальневосточном федеральном округе.
На этом фоне идет постоянный поиск виновных. То нефтяники недостаточно перерабатывают, уплачивая второй акциз в виде демпфера, то независимые недоливают. Дефицит топлива создается только из-за фискальной политики. При убытках переработки нефти дополнительные объемы бензина никто производить не будет. Реализация нефтепродуктов на АЗС очень часто тоже нерентабельна и приносит убытки.

Стоит напомнить, что на Дальнем Востоке живут граждане России. Им нужно топливо. Им нужен современный НПЗ. А не параметры корректировки демпфера. И уже пора думать не на неделю вперёд, а на годы. Проводить не финансовую политику ради бюджета, а инвестировать и развивать.

Также по теме:
Общественные новости и события города Хабаровска.