На страницах Общественно-политического еженедельника «Молодой дальневосточник XXI век» (№39 5-12 октября 2016) было опубликовано Открытое письмо известного российского дирижёра Р.Ю.Моисеева Губернатору Хабаровского края В.И.Шпорту.
События 2016 года в культуре: увольнение директора Хабаровского краевого музыкального театра; увольнение главного дирижера Дальневосточного академического симфонического оркестра Хабаровской краевой филармонии; увольнение художественного руководителя Хабаровской краевой филармонии и увольнение министра культуры Хабаровского края подтвердили своевременность такого обращения.
В нашем распоряжении ответы за подписью и.о. первого зампреда Правительства Хабаровского края-руководителя аппарата Губернатора и Правительства края Ю.Е.Тимакова и зампреда Правительства края по вопросам внутренней политики В.В.Марценко, которые без преувеличения можно назвать отчётами о положении в музыкальной отрасли. Они, так же как и высказывания других чиновников, стали поводом для продолжения разговора о Культуре крупного дальневосточного региона.
Оказывается, в региональном Правительстве чуть ли не главной заслугой Министерства культуры видят в организации и проведении на территории Хабаровского края всевозможных гастролей и фестивалей ведущих столичных коллективов. В Хабаровской краевой филармонии и её Дальневосточном академическом симфоническом оркестре, несмотря на кадровый и финансовый кризис, всё благополучно, а «труппа Хабаровского музыкального театра полностью укомплектована» и в ней работает практически мирового уровня балет, хор, оркестр и т.д.
ОТ СИМФОНИЧЕСКОГО ДО КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА
«Дальневосточный академический симфонический оркестр способен оперативно и профессионально выполнять все поставленные задачи», - читаем в письме Ю.Е.Тимакова, подготовленном в стенах Министерства культуры (27 октября 2016). Однако, судя по последним событиям, подобные высказывания звучат, как минимум, не убедительно, а задачи могут ставиться разные, в т.ч. и уменьшение оркестра до камерного или разделение на ансамбли виолончелистов, скрипачей и др. У Дальневосточного академического симфонического оркестра (ДВАСО), торжественно отметившего в 2016 году свое 80-летие, должна быть только одна главная задача: качественно исполнять весь мировой симфонический репертуар!
В своем интервью впервые приехавший на гастроли в Хабаровск известный скрипач и дирижёр Р.С.Сулейманов сказал: «У хабаровского оркестра большое количество стереотипов и предрассудков. У них чрезмерно консервативные взгляды. Я бы сказал, что они застряли в прошлом, где-то в 1960 году... Состав непростой в смысле атмосферы, температуры, градуса. Коллектив разбит на ячейки, группки, и они друг с другом не могут разобраться и выяснить отношения... есть серьезные проблемы, которые необходимо решать комплексно. Здесь нужна «жертва», но стать ею не готов». Достаточно непросто читать подобные высказывания об оркестре. По понятным причинам, только появившееся интервью дирижёра и название статьи были мгновенно отредактированы (DVHab.ru, сохраненная версия от 7 ноября 2016).
Музыканты наверняка хотели бы выезжать на гастроли не только в Комсомольск-на-Амуре, чем гордятся в филармонии, не только испытывать гордость за детские концерты и аккомпанемент приглашаемым солистам, но и представлять Хабаровский край во всем мире, работать с концертными агентствами, получать достойную зарплату, звания, жильё, исполнять произведения Скрябина, Шостаковича, Малера, Брукнера, Дебюсси, Р.Штрауса, оратории Баха, Моцарта, Свиридова, да и добрую половину симфонического репертуара, который не звучит из-за отсутствия необходимого состава исполнителей, инструментов и хора. Одним словом – коллектив достоин вести интересную и насыщенную концертную деятельность.
Но руководители Хабаровской краевой филармонии непозволительно долго демонстрируют такой подход: «оркестр играет, дирижёры дирижируют, публика хлопает». Продолжается пассивное наблюдение за недопустимым качеством исполнения крупных симфонических произведений с двумя контрабасами и тремя альтами, за не всегда заполняемым и без того небольшим концертным залом филармонии, за отсутствием предписанных в партитурах музыкальных инструментов или заменой их на другие... Эта тема, как и психологическая атмосфера в Дальневосточном академическом симфоническом оркестре, для другого, серьезного и профессионального разговора («Территория творческого отчуждения?» МД №31 05.08.2015).
Нет сомнения, что в создавшейся ситуации назначенный главный дирижёр, находясь полностью на стороне его величества Композитора, Музыки, хабаровских Музыкантов, Слушателей, будет вынужден решать назревшие вопросы - профессиональный уровень, репертуар, кадры, зарплаты, квартиры, гастроли, - делать всё, чтобы музыканты не остались один на один со своими проблемами. А вот заинтересовано ли в таком исходе нынешнее руководство Филармонии, вызывает сомнение?
КУЛЬТУРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ СТОЛИЦЫ
Следует признать, что проводимые в Хабаровском крае всевозможные хоровые фестивали ориентированы прежде всего на детско-юношеское и самодеятельное народное творчество. Они не охватывают всего разнообразия хорового пения, а следовательно, не способствуют качественному развитию хорового жанра в регионе. За многие годы в крае так и не появилось ни одного профессионального академического, камерного, русского народного, казачьего хора...
Возможно, есть хоры в Хабаровском государственном институте культуры (ХГИК)? Но ректор института С.Н.Скоринов фактически признаётся, что в возглавляемом им федеральном образовательном учреждении нет даже хорового отделения и, как бы оправдываясь, говорит: «мы не можем готовить хоровиков… в хоровом искусстве сейчас кризис… у нас проблема с площадями… требуются педагоги, которых у нас нет». Из статьи ректора узнаём, что, оказывается, «преподаватели, работающие при Институте культуры, в основном не соответствуют консерваторским требованиям», кадров взять негде и опять пресловутое – «никто не едет». Такая позиция чиновника, мягко говоря, удивляет (МД XXI век №42, 26 октября 2016).
Отметим, что в Хабаровском краевом колледже искусств, которое относится к Министерству культуры (директор И.Э.Мосин), хоровое отделение продолжает выпускать прекрасных специалистов, подтверждая приверженность русским певческим традициям. Однако, талантам в Хабаровске негде продолжить свое музыкальное образование. Возможно, поэтому идея о создании консерватории в свое время возникла именно в стенах Колледжа и к ней необходимо вернуться.
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ
По словам руководителя аппарата Губернатора и Правительства края Ю.Е.Тимакова, в Музыкальном театре (бывш. Театр муз.комедии) «…артисты балета плотно заняты в классических, народных, джазовых жанрах и направлениях модерн, степ. В репертуаре балетные постановки «Муха-цокотуха», «Цветок любви», «Любовь вопреки». Исполняются «фрагменты из классических спектаклей «Спартак», «Кармен», «Лебединое озеро»… Тут следует уточнить, что речь идет о спектакле 2012 года: «Как бы остерегаясь, постановщики спектакля назвали его «И в шутку, и всерьез». Во втором действии исполнялся «Лебединый» акт знаменитого балета Чайковского в хореографии Льва Иванова. Его танцевали с легкой иронией и шуткой над балетным каноном – в комическом жанре, то, что свойственно и близко театру музыкальной комедии» («Министерство культурных конфликтов?» МД №17, 29.04.2015). Увидеть упомянутые «фрагменты» сегодня не представляется возможным.
Если рассматривать Музыкальный театр с позиции чиновников, пытающихся втиснуть в его стены, как в кошелёк, то драму, то мюзикл, водевиль, оперетту, оперу, балет и кучу арендных мероприятий, всевозможных гастролей артистов и коллективов (из-за отсутствия в Хабаровске приличного концертного зала), - в нем не хватит ни творческих ресурсов, ни времени, ни помещений для осуществления всего перечисленного. Поэтому надо признать, что Музыкальный театр, отмечающий свое 90-летие - это прежде всего прекрасный Театр музыкальной комедии со своими традициями, своей аудиторией или как его называют: «Театр – праздник», где идут замечательные спектакли «Седина в бороду-бес в ребро», «Муж за дверью, или ключ на мостовой», «Сильва», «За двумя зайцами», «Как подружились Амур и Тимур», «Как вернуть мужа», «Бабий бунт», «Летучая мышь», «Севастопольский вальс», «Здравствуйте, я Ваша тетя» и т.п. Так было и, видимо, так останется в сознании хабаровчан.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПО-ХАБАРОВСКИ
Хотелось бы напомнить, что в п.3 «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Хабаровском крае на период до 2020 года», подписанной Губернатором Хабаровского края В.И.Шпортом и утвержденной распоряжением Правительства края N 401-рп от 28 июня 2012 г. обоснованно говорится о необходимости создания в Хабаровске Театра оперы и балета на 1500 мест. Результатами реализации данной Концепции должны стать: «…поддержка новых театральных коллективов, решение кадровых проблем, создание условий для творческого роста молодежи».
В 2013г. А.В.Федосов писал: «В настоящее время данный вопрос находится в стадии обсуждения. Руководством высказываются предложения об осуществлении данного масштабного проекта. Министерство культуры края выражает надежду на скорую возможность его реализации» (28.10.2013 № 01 01 09–5206). В сентябре 2015г. жители края и других регионов России передали Губернатору В.И.Шпорту Петицию с просьбой о создании в г.Хабаровске Театра оперы и балета, в которой говорится: «…Хабаровскому краю необходима реализация новых приоритетных проектов в области культуры, способных привлечь в край не только инвестиции, туристов, но и способствовать закреплению населения и социально-экономическому развитию дальневосточных территорий». Согласно ст.39 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (с изм., вступ. в силу 01.01.2016), «К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся: …организация и поддержка учреждений культуры и искусства».
Появление в столице ДФО г.Хабаровске третьего, после Якутска и Владивостока (которые также не являются городами-миллионниками), Театра оперы и балета - вполне логично. Созданный высокопрофессиональный коллектив наверняка сможет интегрироваться в единое мировое пространство, даст толчок развитию музыкального образования и других коллективов Хабаровского края. В репертуар театра со временем войдут спектакли мирового уровня «Борис Годунов» и «Пиковая дама», «Тоска» и «Трубадур», «Щелкунчик» и «Дон Кихот»…
В своем недавнем интервью на вопрос о перспективе создания в г.Хабаровске Театра оперы и балета маэстро В.А.Гергиев, как и другие выдающиеся деятели культуры, высказался в его поддержку: «Я всегда на такие перспективы смотрю положительно. Не обязательно театр должен быть гигантским. Главное, чтобы местные любители оперы и балета чувствовали достойный отклик у организаторов и у правительства региона. В театре происходит мощнейший образовательный процесс…» (МД XXI век №40, 12-19 октября 2016).
Однако, возникает не только недоумение, но и еще больше вопросов:
- почему любители оперы и балета не чувствуют «достойный отклик у правительства региона»?
- почему ответственные за реализацию Концепции не начали составлять программу по её реализации, которая должна была затронуть все сферы музыкальной и образовательной деятельности в крае?
- зачем принимаются документы, не обязательные к исполнению?
- почему, когда жители в очередной раз подняли вопрос о создании оперного театра, руководителям других учреждений культуры начали внушать, что их учреждения будут закрыты или испытывать финансовые трудности, как во Владивостоке?
- почему Минкультом Хабаровского края так энергично продвигается тема гастролей в регионе столичных музыкальных коллективов?
- почему боятся тех, кто готов заниматься решением вопросов и развитием симфонического, балетного, оперного и хорового жанров и закрываются все возможные пути для нормальной работы в этих направлениях?
ЖИЗНЬ – ЭТО ТЕАТР
Приведем небольшой отрывок из письма зампреда Правительства края по вопросам внутренней политики В.В.Марценко: «Жители края, строящие самолеты пятого поколения, должны иметь максимальную доступность к культурным благам… Строительство театра оперы и балета в Хабаровске является лишь одним из инструментов формирования духовной, культурной, социальной жизни региона» (12 ноября 2016).
Когда несколько десятилетий назад, как бы восстанавливая историческую справедливость (первая оперная труппа в Хабаровске появилась в конце 20-х годов XX века), жители края стали поднимать вопрос о воссоздании в Хабаровском крае оперного театра и обращаться за поддержкой в различные инстанции, хабаровчане даже не могли предположить, что сама история переписок превратится в «театр», за которым теперь, благодаря соц.сетям и СМИ, может наблюдать практически вся страна.
С появлением в последние годы тренда на развитие Дальнего Востока России, состояние музыкальной культуры и создание в Хабаровске оперного театра приобрело иное, более актуальное значение. И данный факт конечно рассматривается гораздо шире, чем просто «один из инструментов», как предлагает В.В.Марценко. Театр оперы и балета является синтезом всех существующих в мире искусств. Театр в современной жизни, это отображение всего многообразия общества, в котором мы живем. И в самый раз задуматься бы, как остаться в этом «театре» актёрами, а не простыми провинциальными статистами
Не развивая в крае должным образом ни хоровое, ни оперное, ни балетное, ни симфоническое искусство (жанры, лежащие в основе деятельности Театра оперы и балета), руководители, курирующие развитие культуры в Хабаровском крае, открыли «ларец Пандоры». Ссылаясь на кризис, который, как известно, в головах, они, похоже, постепенно начинают «сливать» десятилетиями формировавшуюся музыкальную культуру Хабаровского края под лозунгом: «Все к нам на гастроли!».
Благодаря динамично развивающемуся Приморью, приобщение к культурным ценностям соседнего региона и разговоры о «дальневосточном симбиозе вузов и театров» для некоторых деятелей, очевидно, становятся более актуальными, чем развитие искусства и образования в самом Хабаровском крае. «Пусть Владивостокский (оперный) театр обслуживает нас», - заявляет руководитель хабаровского ансамбля «Дальний Восток» С.В.Осадчий. Ему вторит ректор Хабаровского института культуры: «Я уверен, что произведения, поставленные во Владивостоке, будут показаны в Хабаровске, поэтому необходимо развивать региональные гастрольные площадки».
Не обмен равноценными гастролями, а, как не печально,«гастрольные площадки». Здесь необходимо напомнить, что ректор ХГИК С.Н.Скоринов и зампред Правительства А.В.Федосов, работавшие в свое время в Министерстве Культуры Хабаровского края, не раз скептически высказывались о появлении в Приморье Театра оперы и балета. «Зачем он нужен во Владивостоке», - говорил тогдашний Министр культуры А.В.Федосов, добавляя, что Хабаровский институт культуры – это позор российской культуры (AmurMedia,. 26 июня 2012).
Подобные метаморфозы еще больше запутывают дальневосточников:
- останется ли Хабаровск по-прежнему культурной столицей ДФО или она постепенно переместится во Владивосток;
- развивать ли региональные творческие коллективы Хабаровска или развивать региональные гастрольные площадки для «столичных десантов».
Параллельно в регионе стираются грани:
- между большим симфоническим и камерным оркестрами;
- между классическим балетом и современным танцем;
- между оперой и опереттой;
- между народным и академическим пением;
- между самодеятельным и профессиональным искусством;
- между однородными и смешанными хорами, - объединяя всех в единый «Хор голодных» из оперы «Отдай последнюю горбушку».
ОТНОСЯТСЯ ЛИ АРТИСТЫ К НЕЗАЩИЩЕННЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ?
Об «эпохе нового искусства», «слиянии культур» и «эволюционном взращивании» недавно поведал новый худрук Хабаровской филармонии Г.Н.Чащин (МД XXI век №41, 19 октября 2016). Правда, как сохранить симфонический оркестр сегодня и не окажутся ли музыканты в ожидании «эволюционного взращивания» у разбитого корыта, ответа не последовало. Опять слышатся знакомые нотки, как все у нас плохо и на культуру «денег нет». «У края достаточно много ёмких нужд, к примеру, забота о детях, социально незащищенных слоях населения», - говорит худрук филармонии. «А может, стоит подумать, а нужно ли онкологическому центру более современное оборудование и дорогие лекарства? И, может, стоило бы врачей отправлять на стажировку за границу?», - слышится из уст другого руководителя творческого коллектива филармонии.
О физическом здоровье и развитии здравоохранения как раз прекрасно заботится Министерство здравоохранения, привлекая инвестиции для строительства новых инновационных медицинских центров в Хабаровском крае. А вот Министерству культуры наверное нужно серьезно думать о развитии краевых коллективов.
Или если всё так действительно не благополучно, то не лучше ли, к примеру, сократить административный штат Министерства культуры и филармонии, сделать из ДВАСО камерный оркестр, передать филармонический ансамбль «Дальний Восток» на баланс Приморья и потратить высвободившиеся от культуры миллиарды бюджетных средств на социально незащищенные слои населения, лекарства, построить дороги. А потом всем разъехаться. Следуя предлагаемой логике, это единственное правильное решение. К счастью, здравомыслящие люди так вопрос не ставят и понимают, что на Дальнем Востоке страны нужно развивать и культуру, и здравоохранение, и образование, и промышленность, и дороги, и приглашать кадры, и создавать новые коллективы.
Откуда у некоторых хабаровских деятелей культуры такая гипертрофированная «забота» о нуждах общества и нелюбовь к серьезным классическим жанрам? Конечно, удобнее распределять бюджет, выделяемый Министерством культуры, хватаясь за голову, как его не хватает, чем прилагать усилия для поиска средств на развитие ДВАСО и других коллективов, для создания многофункционального театрально-концертного и культурно-туристического образовательного комплекса («Опера-балет в Хабаровске», МД, №9, 4 марта 2015), объявлять официальный конкурс и приглашать лучших музыкантов в симфонический оркестр, который уменьшился за последние годы на 25 человек, приглашать на работу в г.Хабаровск артистов уровня ансамбля И.А.Моисеева, создавать народные и академические хоры, классический балет... Одним словом, делать хоть что-то, чтобы выпускники музыкальных школ, Колледжа искусств, хореографических ансамблей Хабаровского края, если и уезжали учиться в другие ВУЗы страны, то обязательно возвращались бы обратно в профессиональные коллективы, которые их здесь ждут.
НА КОНЦЕРТ С ПАРТИТУРОЙ И КАЛЬКУЛЯТОРОМ
После открытия 81-го симфонического сезона, где даже по случаю присутствия Губернатора в оркестр не смогли найти контрфагот, в руководстве филармонии продолжают рассуждать не о ситуации в ее симфоническом оркестре, а всё о том же оперном театре: «В нынешнем положении пригласить в край театр на гастроли выгоднее», - говорит новый худрук филармонии, полностью поддерживая позицию тех персонажей, из-за которых скорее всего и возникло это «нынешнее положение». А вот, почему «выгоднее!?» – уже многим и так очевидно.
Вместо развития своих региональных музыкальных коллективов, выгоднее продолжать тратить огромные бюджетные средства края (которых как бы нет?) на приглашение столичных. Только по данным, опубликованным на сайте гос.закупок, за прокат одного филармонического концерта из бюджета Хабаровского края может тратиться от 6 млн.руб., а с 2013г. на различные гастроли и фестивали израсходован уже не один десяток миллионов рублей.
Сегодня обеспечение социального пакета для желающих приехать работать в творческие коллективы Хабаровского края выглядит ещё менее привлекательным, когда узнаёшь, что даже такой прекрасный музыкант, главный дирижёр Дальневосточного симфонического оркестра и Почётный гражданин Хабаровска, как В.З.Тиц (1938-2006), так и умер в ведомственной квартире, а его жена и бывшая арфистка оркестра, Жанна Александровна не открывает дверь пришедшему с корреспондентом директору краевой филармонии А.П.Емельянову (видеосюжет, Вести-Хабаровск, 19.10.2016). Мы так же вправе спросить: а почему в академическом симфоническом оркестре многие годы вакантно место исполнителя на арфе и как выглядит челеста!?
НУЖДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТОГО ПОТРЕБЛЕНИЕМ
Как сопоставить «индексы удовлетворенности нужд населения, занятого потреблением услуг культуры» и другие формулировки, попадающиеся в государственной программе «Культура Хабаровского края» с реальным творчеством и положением в коллективах? И пока Министерство культуры окончательно не превратилось в «Министерство гастролей, отчетов и музейного дела», не целесообразнее ли вместо пестрящих заголовков в СМИ «О том, как важно соотносить желания с возможностями», или кто победит, «Романтики или прагматики», предложить более оптимистичный заголовок: «Было бы желание, а возможности появятся!».
Современному зрителю и слушателю сегодня необходим такой исполнительский уровень хабаровских музыкальных коллективов, который можно будет соотнести с уровнем симфонических оркестров и театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Тюмени или концертами и спектаклями мировых звезд, в огромном количестве выкладываемыми в Интернете. К сожалению, в настоящее время сравнение не в пользу Хабаровска. И наоборот, приглашение лучших коллективов страны (часто проездом), на наш взгляд, создает обратный эффект. Превращая Хабаровский край в большую прокатную площадку, происходит отток вдумчивого хабаровского слушателя, уменьшается интерес к региональным коллективам классической направленности, что ведет к стагнации и потере культурной самоидентичности.
Выделенные из федерального и краевого бюджетов 411 млн. рублей на Драматический театр в городе Президентского внимания г.Комсомольске-на-Амуре стали первым вестником перемен в сфере культурного строительства края. Но если говорить о тех, кто живет и будет жить в Хабаровском крае и о сохранении его культурного пространства, то давно уже пора начать что-то делать в самой краевой столице, г.Хабаровске. Поэтому, путь на укрепление ДВАСО, Театра музкомедии, на формирование оперной и балетной труппы (возможно на базе одного их центров хореографического искусства Хабаровска), создание академического хора при участии религиозных организаций края и Митрополита Хабаровского и Приамурского Владимира, подготовка к строительству современного городского театрально-концертного комплекса, - всё это подразумевает решение многих нерешаемых годами вопросов в культуре и образовании, о чем и говорилось в Открытом письме на имя Губернатора. И дом для творческих работников тоже можно построить.
ОТСУТСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА - МЕДВЕДЬ НА УХО
«Люди, которые считают, что у нас и так все хорошо, и в общем, ничего не надо менять, - сказал на недавней конференции глава Сбербанка Г.О.Греф, - на мой взгляд, это люди, которые не заботятся о будущем страны». Если ответственные за развитие культуры в регионе будут и дальше продолжать писать отчёты на тему: «совместными усилиями наш край сохранит и преумножит…», а певцы, музыканты, актёры будут покидать Хабаровский край, то скоро его жителям останется лишь скромная возможность гордиться музейными экспозициями о культурных достижениях прошлых лет, ходить в библиотеки, посещать «виртуальные» концертные залы и ожидать, пока завезут столичных артистов.
Ситуацию изменить можно уже сегодня, а не в далёкие 2025-2030 годы, принимая решения, способствующие созданию условий для сохранения и развития краевых коллективов. В ближайшие годы г.Хабаровск вновь должен ярко заявить о себе и действительно вернуть себе статус Культурной столицы Дальнего Востока!
Чтобы не говорили, средства, запланированные в бюджете на культуру Хабаровского края для этого есть и они должны расходоваться на развитие региональной культуры, творческих организаций и профессиональных коллективов. Как пишет в своем письме зампред Правительства края В.В.Марценко: «Бюджетное финансирование на развитие культуры в Хабаровском крае только в 2016 году предусмотрено в объеме 3,5 млрд. рублей консолидированного бюджета». А за последние пять лет совокупное финансирование отрасли, по словам другого зампреда Правительства А.В.Федосова, превысило 18 млрд. рублей. Важно уметь грамотно и рационально распределять выделяемые на культуру государственные средства и заниматься поиском дополнительных источников финансирования. Этому будет способствовать и постановление Правительства РФ от 7 ноября 2016г. №1137, на основании которого с 2017 года в федеральные целевые и госпрограммы будут введены разделы по опережающему развитию Дальнего Востока.
ЧТО МЫ ОСТАВИМ ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ?
ЧТО МЫ ОСТАВИМ ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ? События 2016 года в культуре: увольнение директора Хабаровского краевого музыкального театра; увольнение главного дирижера Дальневосточного академического сТакже по теме:
- Подписано постановление "О лауреатах премии администрации Хабаровского края в области физической культуры и спорта"
- Премии в области физической культуры и спорта присвоены ряду спортивных клубов Хабаровского края
- Состояние и основные направления развития библиотек края обсудили на коллегии министерства культуры