Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Индустриализация «по-дальневосточному»

Курс на индустриализацию Дальневосточного края.
Индустриализация «по-дальневосточному»

Индустриализация — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Будет ли край индустриально развитым?

В конце 1925 г. был провозглашен курс на индустриализацию страны. Степень необходимости, термин, источники средств для обеспечения этого процесса были озвучены в ходе изучения Отечественной истории. На фоне общих тенденций попытаемся выявить особенности индустриализации в Дальневосточном крае.

В решениях ХV партийного съезда (1925 г.) обращалось внимание на необходимость ликвидации экономической и культурной отсталости окраин, что имело непосредственное отношение к краю. Однако, перспектива быстрой индустриализации востока страны не находила однозначного решения. Среди представителей центральных органов (Госплан, ВСНХ и др.) бытовало мнение о том, что промышленность следует развивать только в "старых", ранее освоенных и обжитых районах. Что касалось непосредственно Дальнего Востока, то позиция чиновников партийных и планирующих органов не была единодушной. Одни из них, ссылаясь на отдаленность и малозаселенность края, предлагали ограничиться вывозом природного сырья и полуфабрикатов из края на внутренний и внешний рынки. Другие советовали не разбрасываться материальными ресурсами и планировать капитальное строительство на Дальнем Востоке, но за счет "остатков" от вложений в центральные районы. В феврале 1927 г. на пленуме ЦК ВКП(б) при обсуждении вопроса "О капитальном строительстве в 1926-27 гг." против вложения капитальных средств в промышленность на востоке страны выступил Л.Д. Троцкий при поддержке Л.М. Кагановича. Сторонниками же индустриализации восточных районов выступали В., Куйбышев, С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, Я.Б. Гамарник.

Победил здравый смысл. Промышленность в ДВК должна развиваться комплексно, чтобы избавляться от импорта и не ослаблять внимание к традиционным экспортным отраслям - топливодобывающей, лесной, рыбной. Прибрежное положение края придавало индустриализации во многом морскую направленность. При обсуждении перспектив индустриального развития возникли разногласия по вопросу о географическом размещении промышленности на территории. Развивать ли имеющиеся промышленные центры, расположенные на юге Дальнего Востока, или идти дальше на восток и северо-восток? Проводить ли только реконструкцию имеющихся предприятий или создавать помимо них совершенно новые промышленные центры и районы?

В конечном счете в ноябре 1927 г. был утвержден на бюро Далькрайкома ВКП(б) пятилетний план края, предусматривавший гигантский размах капитального строительства с высокими темпами развития всех отраслей промышленности. Это означало, что при быстром росте производства в старых промышленных районах будет форсироваться освоение богатств Сахалина, Камчатки, Чукотки, Колымы, Буреи, Комсомольска, Советской Гавани. В экономику края предполагалось вложить около 5% общероссийских капиталовложений. На этой основе рост капитального строительства должен был составить 3,5 раза. Первоначальный вариант плана подвергался корректировке, в силу чего львиная доля капиталовложений была направлена в угольную, лесную, рыбодобывающую и золотодобывающую отрасли. Страна остро нуждалась в валютных средствах и власть делала ставку на валютно-экспортные отрасли. Качество приморских углей, например, успешно конкурировало с иностранными углями. Это обстоятельство привело к изменению статуса Дальугля - с 1929 г. он стал трестом союзного значения. Южное Приморье давало в это время 80% всего угля, добываемого на Дальнем Востоке.

Трудности и пафос первых пятилеток. В годы первой пятилетки началось строительство г. Комсомольска-на-Амуре и крупнейшего металлургического комбината Амурсталь, нефтеперегонного и машиностроительного заводов в г. Хабаровске. В чрезвычайных условиях разворачивалось строительство Комсомольска-на-Амуре. Не было жилищ, обуви, одежды, свирепствовала цинга. Да и в других отраслях положение рабочих было не лучшим. В городах и на новостройках в бараках нередко в одной комнате жили 2-3 семьи. Скученность, отсутствие элементарных условий приводили к различного рода заболеваниям.

На начало 30-х годов приходится свертывание НЭПА. В дальневосточной экономике полностью возобладал социалистический сектор, частный и иностранный капитал был вытеснен, концессионное дело свернуто. Одновременно принимаются серьезные меры по укреплению границ. "Железный занавес" закрывается по всему периметру советской государственной границы.

Второй пятилетний план, утвержденный XVII партийным съездом, предусматривал создание в крае собственной металлургической базы, увеличение добычи топлива, ускорение развития легкой и пищевой промышленности. Речь шла о превращении ДВК в незыблемый форпост СССР на Тихом океане. В этой связи с целью привлечения рабочей силы на дальневосточные новостройки правящая партия выдвинули интересный лозунг "Форпост социализма на Дальнем Востоке строит вся страна!". Для задействования трудового и творческого потенциала изобретались другие лозунги: "Техника в период реконструкции решает все!", "Нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики!", "Через индустриализацию - к социализму!" и др. Лозунговый оптимизм являлся одним из стимулов трудового энтузиазма героев первых пятилеток.

Темпы индустриализации предусматривались более высокими, чем в среднем по стране и в старых промышленных районах. Особенностью второго пятилетнего плана в области промышленности было то, что наряду с развитием традиционных отраслей народного хозяйства создавались новые - судостроение, авторемонтная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли. Только мощность электростанций предусматривалось увеличить в 3 раза. Из общих ассигнований на промышленное строительство в ДВК 79% отводилось на предприятия тяжелой индустрии. Дальний Восток превращался в край новостроек, где одновременно возводилось более ста крупных промышленных предприятий, среди которых около двадцати имели союзное значение. В годы второй пятилетки началось строительство первых на Дальнем Востоке оловокомбинатов, реконструкция Дальневосточного горно-металлургического комбината. В Еврейской автономной области строились крупный завод Дальсельхозмаш и швейная фабрика. Крупнейшим в стране стал Спасский цемзавод. Для этого уникального завода поставляли оборудование не только советские, но и шведские, немецкие, датские фирмы. Стройку посещали краевые руководители Л. Лаврентьев, И. Косиор, В. Блюхер. Побывал на стройке и Я. Гамарник. В 1935 г. на Дальнем Востоке было сдано 25 новых заводов и фабрик. Список их открывали заводы союзного значения - Спасский цемзавод, Хабаровский нефтеперегонный, сахарный комбинат в Уссурийске и др. В городе Комсомольске-на-Амуре к 1940 г. население составляло более 70 тыс. против 150 чел. в начале 1932 г.

Первая и вторая пятилетки изменили облик Приморского края. Его промышленность в 1938 г. выпустила продукции в 8 раз больше, чем в 1913 г. Темпы роста валовой промышленной продукции в первой пятилетке составил 191%, во второй - 281, а за 1938-1940 гг.

За годы второй пятилетки в промышленность ДВК было вложено более 2,4 млрд руб. что почти в 1,6 раза больше наметок второго пятилетнего плана. Дальний Восток к концу пятилетки выпускал многое из того, что ставило его в один ряд с индустриально развитыми областями страны. По-прежнему уделялось в эти годы значительное внимание завершению технической реконструкции сложившихся традиционных отраслей дальневосточной индустрии: лесозаготовительной, топливодобывающей, полиметаллической, золотодобывающей и рыбной.

Значительно укрепилась материально-техническая база рыболовного флота, который пополнился рыболовными траулерами, рыбоморозильными судами, что позволило перейти от пассивных методов добычи рыбы к освоению активного морского рыболовства. В 1932 г. завершилось оборудование первой в стране китобойной базы "Алеут" и в июне начался переход флотилии с китобойцами "Авангард", "Трудфронт". "Энтузиаст" из Ленинграда во Владивосток, во время которого 25 октября 1932 г. было добыто 2 кита. В дальнейшем ежегодная добыча китов составляла более 500 особей. Только в 1967 г. в связи с полной изношенностью китобойная флотилия "Алеут" была списана.

В дальневосточной рыбопромышленной продукции была заинтересована вся страна. Так, более 4/5 продукции рыбной индустрии, крабов, морепродуктов вывозилось из края в другие районы страны и шло на экспорт. В целом экономика края приобрела ярко выраженный промышленный характер. В валовом выпуске народного хозяйства Дальнего Востока удельный вес промышленности составил в 1937 г. 80,4%.

Цена индустриального облика. При несомненных успехах индустриализации Дальнего Востока нельзя обойти молчанием трагические судьбы строителей промышленных предприятий, железных дорог, шахт и рудников. Цена индустриального скачка была очень высокой. И тем ценнее вклад молодежи в преобразование Дальневосточного края. Молодежь принимала основное участие в сооружении промышленных предприятий и строительстве городов и поселков. Кроме легендарного строительства Комсомольска юноши и девушки строили порт Находка, работали на вновь создаваемых нефтяных и рыбных промыслах Сахалина. Пренебрегая трудовыми и бытовыми невзгодами, ютясь в палатках и землянках, они проявляли небывалый энтузиазм, твердость воли, железное упорство. Только одна иллюстрация к сказанному: в декабре 1933 г. тысячная колонна молодежи пешком, без дорог (их еще только предстояло проложить), по льду и снегу направилась из Хабаровска в Комсомольск на пополнение рядов строителей - 400 километров "ледового похода" по морозу.

Нельзя не видеть и другой стороны освоения сурового дальневосточного края. Темпы форсированной индустриализации существенно превышали темпы роста свободных трудовых резервов края. В этой связи для восполнения рабочей силы стали широко использовать принудительный труд. В 1931 г. по решению СТО СССР был создан Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе верхней Колымы (Дальстрой), которому суждено было вписать в историю страны трагические страницы. Его директором был назначен Э. Берзин. Дальстрой учреждался как единая система управления всеми видами деятельности: производственной, советско-административной, культурно-воспитательной и др. За этими функциями скрывалось главное - форсированное освоение нового дальневосточного района с привлечением труда заключенных.

В первые два года в центре внимания Дальстроя было строительство дорог к золотоносным богатствам в верховьях р. Колымы. С 1934 г. Дальстрой был передан в ведение НКВД. По Дальнему Востоку раскинулась около 100 концентрационных лагерей. Своеобразным транзитным пунктом для переправки узников пароходами на Колыму служил лагерь "Вторая речка" во Владивостоке. Их труд использовался и в пределах Приморского края - погрузочно-разгрузочные работы, добыча золота на острове Аскольд, угля в Сучане и Артеме, заготовка леса и др.

Большая часть заключенных все-таки находилась в Магаданской и Амурской областях, а также в Хабаровском крае. Основная масса заключенных, работавших в этих районах, были политическими заключенными, т.е. осужденными по ст. 58. Многие из них не выдерживали испытаний и умирали от тяжелого труда, недоедания, болезней, тягот морского перехода от Владивостока до бухты Нагаево, где со временем вырос город Магадан.

Ценой исковерканных судеб и загубленных жизней государственная казна пополнялась крайне необходимым в то время золотом. Уже в 1937 г. трест Дальстрой добыл золота в 70 раз больше, чем в 1932 г. К этому времени трест имел 17 пароходов, 12 самолетов, 717 грузовых автомашин и др. технику. Тысячи заключенных тяжелым трудом создавали промышленный облик края. Благодаря их труду государство обрело на Дальнем Востоке мощную индустриальную базу, способную противостоять постоянной угрозе со стороны недружелюбных соседей. Как бы там ни было, но и за добровольным, и за принудительным человеческим трудом, преобразившим этот некогда заброшенный край, стоят люди, достойные уважения, восхищения и памяти.

Важнейшим итогом индустриализации ДВК было рациональное размещение промышленности в пределах самого края. Возникновение новых промышленных центров изменило экономическую географию края, рассредоточило индустрию, ликвидировав уродливую концентрацию промышленного производства в немногих южных районах Дальнего Востока. Особенно быстрыми темпами развивались Северный Сахалин, Камчатка, Колыма, Чукотка, Хабаровский край. Произошли изменения в размещении центров машиностроения и металлообработки.

Также по теме:
Хабаровская документация города.