Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Виктор Григорьевич Масич

Родился в семье рабочего. Украинец. Окончил десятилетку.Родился в семье рабочего. Украинец. Окончил десятилетку. В 1936 г. по путевке ЦК ВЛКСМ был направлен в 1-ю военную школу летчиков им.
Родился в семье рабочего. Украинец. Окончил десятилетку.
В 1936 г. по путевке ЦК ВЛКСМ был направлен в 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче, которую окончил в 1939 г.

Участвовал в советско-финской войне. Был штурманом эскадрильи 68-го отдельного истребительного авиаполка ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта. Отличился в боях на Карельском перешейке, проявив себя смелым, мужественным разведчиком. Совершил 53 боевых вылета в основательный тыл противника. В воздушных боях сшиб 4 самолета.

Рассказывает боевой корреспондент Ставский: «Лейтенант Масич на земле может показаться малоподвижным и более того неловким. Отец его работает грузчиком в Хабаровском порту. Виктору Масичу всего 23 года, а он уже три года служит в авиации: в летчики он пошел в 1936 году совместно со своими сверстниками-комсомольцами.

В основополагающий же день войны супротив белофиннов Масич сказал на митинге летчиков:

— Я хочу ходить в мордобой коммунистом.

Он был принят в партию, и 1 декабря… уже штурмовал в Выборге белофинский воинский поезд...

Вот он ходит вразвалку возле своего самолета, заставленного молодыми елками.

Синий снег скрипит под его тяжелым шагом. Он поглядывает на небосклон, на линию горизонта небольшими карими глазами. Изредка поджимает обветренные толстые губы. И весь он — в своем меховом комбинезоне и лохматых унтах, большой и широкоплечий — похож на молодого добродушного медведя.

Над озером сияет голубое начало дня. На лапах могучих елей, обступивших приземистый обрыв берега, сверкают ледяные сосульки. Дышится ликующе и нетрудно... Масич улыбается.

От командного пункта — в деревьях на берегу — бежит начальник. Звучит команда:

— По самолетам!

Над аэродромом дымной дугой взлетает сигнальная ракета. И, вроде ракета, взлетает в кабину самолета лейтенант Масич.

Механики и мотористы растаскивают маскировочные елочки. Подъезжает, круто тормозит стартер. Мгновенно взревывает двигатель. От винта в глубь леса стремится вихрь, неистово мотая ветви сосен и елок.

Командир дает старт. Масич ответно поднимает руку в огромной, с раструбами, перчатке. Его авиалайнер трогается и вот уже мчится по льду с нарастающим звенящим гулом. Позади вздымается серебряная снежная вьюга. Самолет взмывает в ковано-звонкую синеву неба. И это уже не машина: живую и страстную волю свою вдохнул в металл летчик-истребитель Масич!..

Масич — наилучший разведчик во всем полку… разведал белофинский аэровокзал рядом Иматры. Майор Зеленцов выслал туда пятерку с Масичем же во главе. И летчики расстреляли на взлете с аэродрома четыре вражеских самолета, зажгли ангары и навесы и ушли вспять — патронов было уже негусто...

Лейтенант Масич ведет звено истребителей в тыл белофиннов. На земле, внизу, чернеют огромные лесные массивы...

Уже сзади граница фронта, обозначенная гигантской цепью озер, бело-розовыми облачками снарядных разрывов. Над финской стороной стелются зловещие черные космы пожарищ: отходя, неприятель сжигает за собой все.

В лесу, по накатанной дороге движутся от фронта легковые автомобили.

— Начальство белофинское! — злорадно думает Масич и, качнув авиалайнер с крыла на крыло, переводит его в пике. Хорошо видно, как из автомобилей выпрыгивают фигурки, разбегаются. Масич нажимает гашетки своих пулеметов... Фигурки падают, чернеют на снегу, над автомобилями — пламень и дым.

Звено истребителей продолжает угрожающий полет. Здесь уже основательный тыл врага. На линии железной дороги летчики замечают воинский эшелон. Они сызнова пикируют, делают круг, прочий, третий, в то время как расстрелянный паровоз не окутывается облаком пара, а над вагонами не взметнулось полымя.

Масич улыбается под шелковой маской и ещё поджимает толстые губы. Все это добро, но не главное. Надо отыскать и ликвидировать самолеты врага. И Масич с жарким нетерпением ведет свою машину глубже, дальше в тыл врага, зорко разглядывая опушки рощ и перелесков, в особенности на берегах озер. Вот и район Имола.

— Неужели перебазировались отседова? — негодует Масич. И как снег на голову в сердце его стукнуло: у кромки леса над озером спереди выруливают два коротких тупорылых «Бульдога»…

Масич нажимает гашетки. Впереди, нимало рядом, переворачивается вражеский авиалайнер, рушится вниз. Масич, проносясь вперед, смотрит, как яркое полымя вспыхивает над центропланом.

— Нормально! — ликующе про себя говорит Масич. И, глянув около и вверх, непредумышленно пригибается над ручкой управления: над ним спереди куда ни кинь самолеты врага, и небосклон вроде бы муравейник.

Навстречу мчится яростный «Бульдог».

— Врешь! Свернешь! — Масич бесстрашно идет в лобовую атаку.

— Только бы с хвоста не подобрались! — мелькает у него идея. И башка его в текущее время — вроде бы на шарнире: нужно зреть все кругом. «Бульдог» издалека открывает жар. Красные трассы его пуль легли прямо к мотору Масича. И он с захолодевшим сердцем чувствует, как ударились пули. И сам бьет по врагу. Но тот отваливается в сторону. А движок шибко дымит. Два цилиндра разбиты. Где же боевые друзья? Масич оглядывает небосвод. И видит: к хвосту его самолета уже вяжется «Фоккер», с правой стороны под углом 90 градусов пристроился «Бульдог» и бьет прямо в кабину. Стучат пули, в физиономия Масича бьют осколки стекла, щепки.

Масич выводит свою машину из-под удара позади и тут же, схватив в прицел «Бульдога», кладет в него меткую очередность. И тот самый недруг — сбитый — рухнул вниз.

Но тут — с обеих сторон его атакуют враги. И к хвосту заново вяжется «Фоккер».

А двигатель дымит все сильнее.

— Неравный махач! Товарищей нет — им самим, видно, тяжко в текущее время. Враг считает, что это уже верная добыча...

Масич видит, как слева возникает красная дорога пуль и движется к нему. Вот она уже идет по крылу, прямо к центру. Враг бьет в упор с хвоста. Еще мгновенье... Масич срывает авиалайнер направо, в пике. Трасса финских пуль где-то там. Как ослепительно сияет все около. Еще повоюем.

Масич выхватывает авиалайнер из пике у самых верхушек елей и ведет его к линии фронта, в нашу сторону. Он делает резкую змейку. Летит, еле-еле не цепляясь за иззубренные вершины леса.

Старательно сторонится пролетать над снежными полянами, над открытыми местами — лесной массив все же маскирует его от врага сверху.

Враги сызнова гонятся над ним. Заходят с хвоста. Набирают высоту и бросаются на него. Вокруг прямо снуют вражеские пули.

У Масича кончились патроны. Совсем впритирку добираются обнаглевшие белофинны. Втоварищ подумалось, что если б так рядом летели свои, он смог бы разобрать черты лица. Тотчас в физиономия брызнули осколки, щепки. Масич — безоружный и яростный — кидает свой авиалайнер боевым разворотом на врага, и тот трусливо отваливается в сторону…

Ни на секунду не теряясь, Масич маневрирует: то мечется в сторону змейкой, то кидается в ложные атаки.

Впереди уже видна черта фронта с ее дымками разрывов, но как в отдалении до нее! А движок обрезает. Обернувшись, Масич видит в хвосте «Фоккера». Пули вспарывают фюзеляж.

На мгновенье Масичу кажется, что все уже кончено. Но он уже вывел авиалайнер из-под прицельного огня… Снова змейка. Из патрубков хлещут длинные языки пламени. Сзади — густая дымная полоска. Втоварищ исчезают вражеские самолеты. Внизу — знакомые места, граница фронта, и там — свои…

Майор Зеленцов совещается с комиссаром Яковенко. У обоих суровы лица: разве Масич погиб? Масич, добродушный и мрачный, застенчивый и неустрашимый, с первого часа войны ни на единственный день не выбывавший из полка, вдохновенный участник всей боевой работы полка!..

Слева, над перелеском появляется, растет точка. Зеленцов и Яковенко и все оставшиеся не спускают с нее око.

Самолет с ходу идет на посадку, он уже бежит по льду. Навстречу с восторженными криками бегут товарищи.

И вот Масич грузно переваливается сквозь борт кабины. Зеленцов с тревогой спрашивает:

— Ну, как дела?

Он уже успел разобрать десятки пробоин: когда их сосчитали — их оказалось 80!.. Виктор Масич добродушно улыбается:

— Получилось привычно!».

7.04.40 г. младшему лейтенанту Масичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Член ВКП(б) с 1941 г. В воздушных боях уничтожил 8 вражеских самолетов, единственный из них - тараном.

В 1943 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и перешел на летно-испытательскую работу в НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях Fw.190D-9, Ме.262, Р-63 «Кингкобра», Ла-9, МиГ-9.

По отзывам сослуживцев Масич был человеком редкой скромности и большого мужества.

Провёл испытания Р-39 «Аэрокобра» на обычный и перевёрнутый штопор, испытания «Киттихаука» на пикирование, Ла-7УТИ на прочность.

Долгое время работал над доводкой самолета Ла-7УТИ по новой методике разработанной П.С. Лешаковым. В одном из полетов, при достижении машиной предельного режима, разрушилось сию минуту два узла подвески руля высоты. Только благодаря мужеству и летному мастерству Масича полет завершился успешно. Вскрытые недостатки Ла-7УТИ были изучены и устранены, что позволило предотвратить возможные катастрофы в летных училищах и строевых частях.

3.08.47 г. в составе девятки Ла-9РД участвовал в авиационном параде в Тушино, посвящённом Дню Воздушного Флота СССР.

Капитан Масич погиб при испытании модифицированного МиГ-9 с двигателем РД-10Ф.

Также по теме:
Выдающиеся и знаменитые люди города.