Жанна Кузнецова: «Современному учителю становится очень тесно в рамках только лишь своего предмета»
Система образования сейчас претерпевает значительные изменения. С введением федеральных государственных стандартов процесс ..., Система образования сейчас претерпевает значительныеСистема образования сейчас претерпевает значительные изменения. С введением федеральных государственных стандартов процесс становится вариативнее, вдумчивее. Фактически, для детей школа приобретает новые очертания. Как и для учителей. Об этом мы поговорили с проректором по стратегической отрасли Хабаровского краевого института развития образования Жанной Кузнецовой.
- Сейчас много говорится о необходимости внедрения инновационных методов в педагогику. Существуют ли примеры успешной реализации таких проектов?
- Таких практик достаточно, просто они воспринимаются, как неотъемлемая часть образовательного процесса. К примеру, в гимназиях № 5 и № 6 города Хабаровска проходят занятия, на которых детям рассказывают, как успешные люди должны строить свою карьеру. Другой опыт – создание образовательных бизнес-центров, в которых ребятам преподают основы предпринимательства и экономики, где ведутся курсы по коммуникациям в сложных условиях, ведению «жестких» переговоров. Один из них работает в краевой столице на базе экономической гимназии, другой – в Комсомольске-на-Амуре, где флагманом в этом направлении стала школа № 23. Другие инновации касаются кардинальных изменений концепций некоторых предметов.
- Каких, например?
- Технология, или, как называлась эта дисциплина раньше, трудовое обучение. Классы уже не делят на мальчиков и девочек, к тому же акценты постепенно смещаются в сторону энергосберегающих методов работы. Ребята практикуются на станках, занимаются 3D-моделированием, пишут программное обеспечение. Меняется содержание и других школьных дисциплин. Математика все чаще пользуется теоретической базой таких наук, как логика и логистика. В некоторых школах появилась «Реальная математика», на которой детям объясняют, в каких жизненных ситуациях им могут пригодиться уравнения и интегралы. На уроках литературы ребята изучают не только классиков, но и произведения современных авторов, поэтов.
- То есть можно сказать, что система образования в России уже не та, что была, скажем, несколько лет назад?
- Да. Раньше в школах учили тому, что лежало на поверхности, если можно так выразиться. Сейчас образовательный процесс стал более вариативным и вдумчивым. У ребят появились часы внеурочной деятельности, на которых они по желанию получают дополнительные знания. Кто-то хочет научиться писать интересные книги, кто-то рисовать. У всех свои запросы. Учителя понимают это и стараются реагировать на пожелания детей как можно быстрее. Вдобавок педагоги уже не могут находиться только в рамках своего предмета. Они должны постоянно расширять свой кругозор, пытаться объяснить материал более разнопланово.
- Как решить эту проблему?
- Метапредметные технологии в образовании используются нечасто. Но их достаточно в бизнес-среде. Поэтому мы пытаемся взаимодействовать с предпринимателями и представителями коучинга, которые обучают учителей методикам по самоопределению, смыслообразованию, развитию лидерских качеств. С некоторыми установились партнерские отношения после августовской педагогической конференции.
- В чем выражаются наработанные связи с бизнес-сообществом?
- Представители государственных и коммерческих организаций предложили много перспективных проектов. По результатам встреч с директором Хабаровского краевого центра содействия предпринимательству Анной Кочемасовой родилась идея проведения бизнес-игры среди школьников. Ее можно сравнить со всем известным шоу «Голос». Дети презентуют свои проекты, а наиболее перспективных авторов берут в свои команды успешные бизнесмены города. После чего проводится конкурс, во время которого ребята изучают весь процесс прохождения продукта по потребительской лестнице. Также разрабатывается сетевой проект под названием «Компас самоопределения», направленный на раннюю профориентацию ребят. Еще одна инициатива, объединившая уже более 15 школ, носит название «ТехноДетки». Ее цель — популяризировать научные знания среди детей, проводить с ними в увлекательной и игровой форме различные исследования. И это далеко не все. Хабаровский краевой институт развития образования постоянно ищет новых партнеров и уже работает над идеями, которые получат свое развитие в следующем году.
Владимир Цибизов
Также по теме:
- Педагоги Хабаровского края встретились с главой разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов Александром Кондаковым
- Список мероприятий, на которых можно весело провести время в Хабаровске
- В этом году более 300 детей-сирот получили новые квартиры при поддержке Правительства края