Президент ЕЕК Вячеслав Кантор о ненависти в интернете и методах борьбы с ней
Вячеслав КанторЕсли последние годы что и показали, так это то, насколько удобной площадкой для распространения самого разного рода дезинформации и пропаганды является интернет. Пандемия сделала это ещё более очевидным, ведь именно всемирная паутина и социальные сети стали главными источниками всевозможных теорий заговора, обвинений и откровенных угроз в первые месяцы локдауна. Однако проблему интернета и контента, разжигающего ненависть, в нём обсуждали специалисты и представители власти задолго до этого. Социальные сети и интернет-компании, как правило, достаточно охотно шли на контакт, когда дело касалось вопроса контроля за подобным контентом. В частности, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Кантор не раз приветствовал шаги соцсетей к усилению контроля за ненавистническим и антисемитским контентом, когда они официально об этом объявляли.
Усилия эти прилагались и с других сторон. В частности, в 2017 году в попытках найти решение проблемы, правительство Германии предложило штрафовать интернет-площадки на внушительные суммы и тем самым стимулировать их к большей оперативности, когда дело касалось удаления агрессивного и разжигающего нетерпимость контента. Вячеслав Кантор, будучи сторонником максимального распространения законов «реального мира» на виртуальное пространство, в этот раз выступил всё же не на стороне ужесточения законодательных практик. Прежде всего потому, что, по мнению Вячеслава Кантора, подобные меры не способны принести никакого реального эффекта, будь то снижение ненависти как таковой или числа реальных преступлений на её почве.
Борьба с нетерпимостью и ксенофобией – процесс куда более комплексный и сложный, чем внедрение всё новых и новых запретов, убеждён Вячеслав Кантор. И законодательные недоработки в этом вопросе существуют и в других сферах, даже не касающихся напрямую интернета. Так, Вячеслав Кантор в очередной раз – далеко не первый – отметил тот факт, что само единое определение антисемитизма, уже одобренное на уровне Европарламента, не принято на практике всеми европейскими странами и институтами. А без этого сам вопрос определения того, что является антисемитизмом, а что – нет, представляется куда более сложным.
Вячеслав Кантор также видит проблему в том, насколько размытыми в современном обществе стали границы между выражением собственного мнения и разжиганием ненависти. А ведь именно этим «щитом» - или, лучше сказать, законодательной прорехой – нередко пользуются те, кто достаточно откровенно пропагандирует идеологии и взгляды, базирующиеся на ненависти к конкретной стране, нации или религии.
До тех пор, пока не устранены такие пробелы, а в самом обществе продолжает сохраняться атмосфера всеобщего недоверия и напряжённости, штрафы на социальные сети и удаление ненавистнических постов представляют собой ни что иное, как маленький пластырь, наклеенный на куда более серьёзную и угрожающую жизни рану, убеждён Вячеслав Кантор. Социальные сети могут служить инструментом распространения ненависти, но они не породили её как таковую; источниками нетерпимости, ксенофобии, расизма и антисемитизма являются вполне конкретные группировки, идеологии и, иногда, даже правительства, чья цель – разжигать ненависть и дальше.
Работу нужно вести прежде всего с обществом, считает Вячеслав Кантор, с теми самыми людьми, что также проводят своё время в интернете. Сама сеть есть не более чем инструмент, и его можно использовать как для разрушительных, так и для созидательных целей. Вячеслав Кантор убеждён: при правильной мотивации и поддержке, сами пользователи интернета способны на многое в деле борьбы с ненавистью и ненавистническим контентом.
Также по теме: