Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос

55 лет назад старший лейтенант ВВС Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в космос. Но мало кто знал тогда, что 12 апреля ..., 55 лет назад старший
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
55 лет назад старший лейтенант ВВС Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в космос. Но мало кто знал тогда, что 12 апреля 1961 года он полетел на орбиту «верхом» на межконтинентальной баллистической ракете. Светлана Савицкая — первая женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос, — шагнула в бездну с борта орбитальной станции «Салют», переделанной из космического фоторазведчика. Какие еще достижения подарил нам военный космос — читайте в материале «Защищать Россию».
Великолепная «семерка» Первый искусственный спутник Земли, первый живой организм — собаку Лайку и первый космический корабль с человеком на борту вывели в космос носители, созданные на базе опять же первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Изначально она предназначалась для заброски термоядерного заряда в любую точку мира, однако технические возможности семерки оказались гораздо шире требований к ракетному оружию. Главным конструктором Р-7 был Сергей Павлович Королев. По мнению многих специалистов космической отрасли эта ракета оказалась гениальным творением советского конструктора. Из почти двух тысяч запусков только несколько десятков окончились аварией, что является беспрецедентным показателем надежности. И, как многие гениальные изобретения, эту ракету отличает простота производства и использования.
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
РН 11A511 «Союз» На протяжении десятилетий Р-7 постоянно модернизировалась. Всего было создано 19 модификаций «семерки» для запуска спутников и космических кораблей. Сегодня эксплуатируются две современные модификации — «Союз-ФГ» для запуска пилотируемых и грузовых космических кораблей на Международную космическую станцию, а также ракеты семейства «Союз-2», предназначенные для вывода на околоземную орбиту различных спутников. Космический грузовик «Протон» Еще одной ракетой-носителем, созданной на основе МБР, стал «Протон» конструктора Владимира Челомея. В военном исполнении эта ракета, получившая обозначение УР-500, должна была забрасывать на территорию противника сверхмощный термоядерный заряд (до 150 мегатонн в тротиловом эквиваленте). Еще один вариант ее использования предусматривал частично-орбитальное бомбометание, когда забрасываемая на низкую околоземную орбиту боеголовка совершала неполный оборот вокруг Земли и поражала цель из космоса.
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
Фото: Roscosmos Преимущества такой системы заключались в том, что она не имела ограничений по дальности стрельбы, а траектория орбитального полета не позволяла рассчитать координаты попадания термоядерного заряда. Предполагалось, что такая ракета сможет наносить удары по территории США со стороны Южного полюса — наименее ожидаемого направления, в то время как американская система предупреждения о ракетном нападении была ориентирована на атаку с севера. С помощью ракеты-носителя «Протон» в космос были выведены все советские орбитальные станции «Алмаз» и «Салют», а также модули станции «Мир» и МКС. Военный «Салют» Необходимость детальной космической фоторазведки привела к созданию в СССР орбитальных пилотируемых станций «Алмаз». Разработчиком этих космических аппаратов стало ОКБ-52 под руководством академика Владимира Челомея. На борту «Алмаза» имелись фототелескоп «Агат-1» и до 14 длиннофокусных фотоаппаратов.
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
Фото: vitalykuzmin.net Орбитальную станцию «Алмаз» можно назвать первым и единственным в истории мировой космонавтики боевым космическим кораблем. Для обороны от перехватчиков и спутников-инспекторов потенциального противника на станции была установлена модифицированная для стрельбы в космосе авиапушка НР-23, а на «Алмазах» следующих поколений планировалось установить систему «Щит-2», состоявшую из двух ракет класса «космос-космос». Челомеевские «Алмазы» стали основой для создания долговременных орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», по гражданской программе космических исследований. Они предназначались для проведения научных, технологических, биологических и медицинских исследований. В частности, с борта ДОС «Салют-7» совершила первый выход в открытый космос Светлана Савицкая.
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
Лазерный пистолет Наряду с артиллерийским вооружением разведывательных орбитальных станций в СССР было разработано и личное оружие космонавтов — восьмизарядный лазерный пистолет, который изобрели научные работники военной академии имени Ф.Э.Дзержинского (сегодня это Военная академия РВСН имени Петра Великого). Принцип его действия следующий: при выстреле поджигалась капсула со смесью быстрогорящего металлического порошка на основе сплава бериллия. Сгорая, смесь давала накачку для лазерного луча. Инициация заряда производилась обычной 9-вольтовой батарейкой типа «Крона». Перезарядка производилась скользящим затвором.
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
Фото: Андрей Луфт Наземные стрельбы показали его эффективность. Выстрел в упор прожигал дырку в скафандре, что в безвоздушном пространстве — верная смерть. При выстреле с расстояния до пяти метров лазерный пучок мог ослепить вражеского космонавта до инвалидности. С большей дистанции можно было надежно поражать оптико-электронные устройства на космических аппаратах потенциального противника. «Буран» — одинокая птица советского космоса Многоразовый транспортный космический корабль «Буран» создавался для запуска тяжелых орбитальных станций военного назначения. Его появление стало ответом СССР на американские «челноки» Space Shuttle, которые, по мнению советских военных, могли сбросить на Москву ядерные заряды прямо с орбиты Земли.
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
Фото: buran.ru «Буран» совершил свой первый и единственный беспилотный полет в космос 15 ноября 1988 года. Длительность полета составила 205 минут, космоплан совершил два витка вокруг Земли, после чего приземлился на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полет «Бурана» вошел в книгу рекордов Гиннесса. До него ни один многоразовый космический аппарат не совершал полет в космос и возвращение на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера. После своего единственного полета «Буран» оказался никому не нужен. В конце 1980-х годов в мире наступила разрядка и военные потеряли интерес к многоразовой космической системе. Не нужен он был и гражданской космонавтике — тридцатитонных спутников, которые «Буран» мог выводить на орбиту, у нашей страны просто не было.
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
Фото: buran.ru Космический «лапоть» А между тем развитие отечественных многоразовых космических систем могло пойти совсем по иному пути. Еще в первой половине 1960-х ученые центрального научно-исследовательского института ВВС разработали концепцию принципиально новой космической системы, которая объединяла в себе самолет, ракетоплан и космический аппарат. В 1965 году ОКБ А.Микояна приступило к созданию гиперзвукового самолета-разгонщика и ракетоплана. Система получила название «Спираль». Космический самолет имел фюзеляж, выполненный по схеме несущего корпуса с задранным верх затупленным округлым носом, за что получил прозвище «лапоть».
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
Фото: SilverGhost Andrew/russianplanes.net Предполагалось, что в «Спирали» будут применяться три типа космических самолетов — фото- и радиоразведчики, перехватчики космических объектов и истребители авианосцев с ядерными зарядами на борту (наведение на цель планировалось осуществлять со спутника). Между тем, после запуска космической программы «Энергия-Буран», все работы по «Спирали» были свернуты. Как гласит легенда, министр обороны маршал Андрей Гречко наложил резолюцию «Фантазиями мы заниматься не будем». Спустя сорок лет созданием малоразмерного многоразового орбитального самолета занялись американцы. Компания SpaceDev разрабатывает космоплан Dream Chaser для доставки на низкую околоземную орбиту грузов и экипажей численностью до семи человек. Предположительно, с 2019 по 2024 годы компания выполнит шесть грузовых полетов к МКС. Кстати, сам корабль очень напоминает советскую «Спираль». Совпадение?..
«Поехали!» Как ядерная гонка проложила нам дорогу в космос
Фото: Ken Ulbrich

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.