Статьи - История города Хабаровска

Социально-экономическое развитие юга Дальнего Востока и его научное изучение

Khabara.Ru, Развитие сельского хозяйства. Специфика колониальной политики не могла не оказать влияние на экономику региона. Освоение восточной окраины российской империи носило преимущественно аграрно-сырьевой характер. Развитие сельского хозяйства Дальнего Востока имело свои особенности:
1. Дальневосточное крестьянство в целом было более зажиточным, чем крестьянство европейской части России. Крестьянский двор в Приморской области в среднем имел в 5-6 раз больше земли по сравнению с центральной частью страны. Крестьяне получали землю в общинное владение: община имела право производить регулярные переделы участков, продавать землю другому обществу, причем осуществление таких сделок строго контролировалось властями. Выкуп земли в частную собственность осуществлялась под контролем генерал - губернатора (участки до 400 десятин - губернатора), по его личному разрешению. Продажа земли иностранцам запрещалась.
2. На Дальнем Востоке не существовало помещичьего землевладения.
3. Земля, в основном, принадлежала государству. Правительство усиленно насаждало в дальневосточном регионе кабинетское землевладение. Кабинетскими землями назывались земли, находящиеся во владении кабинета министров. Их общая площадь, включая Восточную Сибирь, составляла 23 млн. десятин. К кабинетским землям относились территории, занятые под железные дороги, государственные предприятия, военные объекты, государственный фонд.
На Дальнем Востоке выделялись две большие группы областей. Одна из них -аграрные районы с развитым зерновым товарным хозяйством, - это Приамурье и Приморье. Другая - это западные области региона, где сельское хозяйство было развито слабо и удовлетворяло лишь внутренние потребности.
Ведущей отраслью сельского хозяйства в Приамурье и Приморье было земледелие: здесь выращивались пшеница (озимая и яровая), рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла, конопля, лен, табак и пр., с конца XIX века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство. Быстрее других росли посевы высокотоварных культур - пшеницы и овса: к 1916 г. они занимали около 80% посевных площадей Приморской области. В конце XIX века появились хозяйства, применявшие паровую систему земледелия, с трех- и четырехпольным севооборотом; все более широкое распространение получили плуги, жатки, молотилки, веялки, сенокосилки и другие сельскохозяйственные машины и орудия, за счет активного притока мигрантов быстро формировался рынок труда. Несмотря на
рост валовых сборов зерна и картофеля в целом Приморская область к концу XIX века не обеспечивала себя продовольствием. Его ввозили из европейской России, Маньчжурии, Северной Америки.
Кроме земледелия развивалось животноводство, разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней. Зародилось пантовое оленеводство, развивалось также птицеводство и пчеловодство. С 1909 г. появилось маслоделие, которое растет довольно быстрыми темпами. С 1912 г. была организована агрономическая помощь селу, наладилась селекционная работа, создаются первые опытные поля, показательные фермы. То есть в регионе формируются высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.
Развитие промышленности. Как уже отмечалось, дальневосточный регион представлял для России интерес, прежде всего, как источник сырьевых ресурсов. Этим объясняется преобладание в экономике региона добывающих отраслей промышленности. Среди них важное значение придавалось добыче золота. В 1900 г. на 32 золотых приисках Приморской области было добыто 160 пудов золота.

С 60-х годов XIX века в южных районах Приморской области (район залива Посьета, Сучан и др.) началась разработка угольных месторождений. Получили развитие специфические отрасли - зверобойный, морской промыслы, добыча рыбы морепродуктов. Крупные китобойные предприятия принадлежали русским и иностранцам. Быстро развивались мукомольная, винокуренная, кожевенная, маслобойная промышленность. В 1900 г. в области было уже 395 мельниц, в том числе 11 паровых.
В Приморье действовали более 20 предприятий по производству кирпича с преобладанием ручного труда. После придания Владивостоку статуса главного Тихоокеанского порта России мастерские технического оборудования были преобразованы в судоремонтный завод (Дальзавод). В 1900 г. на нем уже работало более 800 человек. В начале ХХ века более динамично развивалась обрабатывающая промышленность: ежегодный прирост ее валовой продукции в 1909 - 1913 гг. составлял 32%, в этой сфере производства активно использовались двигатели, механизмы, различная техника (совокупная мощность двигателей за 1901 - 1913 гг. увеличилась в 21 раз).
109
Промышленное развитие на Дальнем Востоке имело свои особенности.
1. Все крупные промышленные предприятия региона были государственными.
2. Отрасли, необходимые для армии, флота и строительства также находились в содержании государства.
3. Государству принадлежали транспортные предприятия, имевшие стратегическое значение.
К числу крупнейших государственных предприятий региона относились: Читинские главные железнодорожные мастерские, Владивостокские временные железнодорожные мастерские, Дальневосточный судоремонтный завод, механические мастерские Сибирской военной флотилии, Сучанский каменноугольный рудник Морского министерства, Хабаровский арсенал и другие.
Крупными частными предприятиями Дальнего Востока были: Торговый дом Чурин и К, Товарищество Амурского флота, Амурское золотопромышленное товарищество, Торговый дом Кунста и Альберса и другие.
Среди мелких предприятий в Приморье было много, принадлежавших китайцам и корейцам.
Развитие транспорта и торговли. Немаловажная роль в хозяйственном освоении региона отводилась развитию инфраструктуры и, прежде всего, транспорту. Все виды транспорта развивались почти одновременно. Для сухопутного сообщения прокладывались грунтовые дороги, первой на юге Дальнего Востока была проложена дорога между селами Камень-Рыболов и Раздольное через село Никольское. Затем - от Никольского до Анучино, от Раздольного до Посьета.

Развивалось речное судоходство. Первый пароход в Амурском бассейне появился в 1854 г., а в 1895 г. их насчитывалось уже 56. С 1894 г. для транспортного обеспечения казачьих станиц, поселков края и охраны пограничных рек действовала полувоенная Амурско-Уссурийская казачья флотилия, формирование не имеющее аналогов в истории России. База флотилии находилась на р. Уссури, в Имане. Суда Амурско-Уссурийской флотилии осуществляли перевозку пассажиров и грузов, обеспечивали безопасность плавания по рекам Амур, Уссури, Сунгари, защищали российских подданных от нападения хунхузов. Флотилия прекратила свое существование в связи с ликвидацией (1922 г.) казачьих войск на Дальнем Востоке России.
Колесные пароходы, плававшие по Уссури в конце XIX в.
На начальном этапе заселения региона морские перевозки осуществлялись в основном военными судами Сибирской флотилии и иностранным транспортом. В 1878 г. был создан Добровольный флот, что позволило связать дальневосточную окраину с портами Черного моря. В мае 1891 г. началось строительство Уссурийской железной дороги, в сентябре 1897г. Владивосток принял первый поезд из Хабаровска. Развитие всех видов транспорта способствовало более быстрому включению дальневосточной окраины во всероссийскую систему хозяйства.
В 90-е гг. XIX в. на Дальнем Востоке особенно активизировалась торговля: за 1902 - 1914 гг. общий товарооборот более чем утроился. Однако торговый баланс был пассивным: 70% принадлежало ввозу, 30% - вывозу. В развитии торговли быстро возрастала роль городов как емких товарных рынков и товарораспределительных центров. В этот период происходит формирование банковско-кредитной системы. Выдающуюся торгово-транспортную роль стал играть Владивосток, вошедший к 1914 г. в пятерку крупнейших портов России: грузооборот Владивостокского порта, который ежегодно принимал сотни торговых судов, превысил грузооборот всего Амурского бассейна. Усилилось международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка консульств и большое количество иностранных торговых представительств.

В целом экономика края на рубеже XIX - ХХ вв. развивалась достаточно динамично. В хозяйственный оборот включались все новые земли, рос валовой сбор зерна, поголовье скота, развивались промыслы. На фоне этих достоинств острее проявлялись недостатки. Колонизуемая окраина слабо втягивалась в процесс капитализации, становившийся неотъемлемой чертой экономики европейской России.
Население. Население Дальнего Востока к 1917 году насчитывало свыше 2-х млн. человек. Здесь проживало 80 наций и национальностей - преимущественно русские и украинцы. По всей территории региона население было распределено неравномерно: в Забайкальской области - 1072 тысячи человек, в Амурской - 326 тысяч. Слабо были заселены Сахалин и Камчатка. Крупнейшими городами региона были Чита - 73 тыс. жителей, Владивосток - 70 тыс., Благовещенск - 40 тыс., Хабаровск - около 20 тысяч.
В социальном отношении среди населения Дальнего Востока до 1917 г. можно выделить следующие группы: крестьянство, казачество, купечество, духовенство, дворянство, мещанство.

Дальневосточное казачество состояло из трех казачьих войск: Амурское казачье войско насчитывало около 50 тыс. человек, проживавших в 120 поселениях. Центром расположения войска считался Благовещенск. Забайкальское казачество насчитывало 264 тыс. человек, проживавших в 63 станицах и 516 поселках. Центр - Чита. Уссурийское казачье войско - более 34 тысяч, проживавших в 6 станицах и 76 поселках. Центр - Владивосток. Казачество являлось собственником земли, причем средний душевой надел составлял в Забайкальском казачьем войске - 45 десятин, в Амурской - 33, а в Уссурийском - 17 десятин.
Дальневосточное дворянство составляли преимущественно государственные служащие и офицеры.
Во второй половине XIX века в Приморской области стал формироваться рабочий класс. В то время рабочих обычно причисляли к сословию "мещан". Формирование дальневосточной буржуазии имело некоторые особенности. Так, одной из них было заметное участие иностранцев, принимающих российское подданство. Из Германии приехали А. Даттан и А. Альберс, из Китая купец Тифонтай, из Швейцарии - И.Ю. Бринер.

Национальный состав населения региона был также очень разнообразным. По данным Всероссийской переписи 1897 г., русские, украинцы и белорусы составляли большинство населения Дальнего Востока. Кроме жителей славянского происхождения здесь проживали малые народности маньчжуро-тунгусской языковой группы и некоторое
количество иностранцев.
Со второй половины XIX в. в Уссурийский край, с согласия русских властей, стали прибывать корейские крестьяне, китайские отходники. Их появление было связано с голодом, наводнениями, усиливающейся эксплуатацией феодалов в Китае и Корее. Китайцы и корейцы бежали со своей родины за границу в различные государства, в том числе и в Россию. Они селились по берегам рек и бухт, нанимались на строительные работы, уходили на золотые прииски. Большинство отходников после окончания сезонных работ возвращались в свою страну.
Экономический подъем 1908 - 1913гг. способствовал формированию в регионе слоя предпринимателей - промышленников, финансистов, торговцев. Среди них: Я.Л. Семенов, М.И. Янковский, М.Г. Шевелев и целые династии Старцевых, Пьянковых и другие. Несмотря на разные виды деятельности всех их объединяет одно - активнейшее участие в общественной и культурной жизни края. Огромен их вклад в развитие и научное изучение Дальнего Востока.

Научные исследования региона. Одновременно с экономическим освоением дальневосточного региона происходило его научное изучение. С середины XIX века исследование освоенных территорий приобрело целенаправленный характер. Начало исследовательской деятельности было положено экспедициями кораблей российского флота, посылаемых с Балтики. Экспедиция, которую возглавил генерал - губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев - Амурский, в 1859 г. обследовал северо-западное побережье Японского моря и определила, в частности, место для основания Владивостока.
Целью экспедиций, которые организовывал в 50-60-х годах XIX в. Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ИРГО), было физико-географическое, геологическое, экономическое и этнографическое исследование региона. Так, геолог Н.П. Аносов, сын великого русского металлурга П.П. Аносова, открыл золотоносные месторождения в регионе. Биолог Р.К. Маак наряду с основными исследованиями подробно описал жизнь и быт ульчей, нанайцев и др. Географ и путешественник М.И. Венюков произвел топографические съемки всех селений на левобережье Амура, исследовал его судоходность, участвовал в закладке постов Хабаровки (ныне город Хабаровск) и Усть-Зейского (ныне город Благовещенск). Он первым пересек хребет Сихотэ-Алинь и сделал географическое описание Уссурийского
края между бассейном Уссури и берегом Японского моря. Большой вклад в исследование территории юга Дальнего Востока внес К.Ф. Будогосский.
На Дальнем Востоке начал географические исследование, принесшие ему мировую известность, Н.М. Пржевальский. В 1867-1869 гг. он совершил путешествие по Уссурийскому краю, написал книгу о его географии, животном и растительном мире, климате, истории, этнографии.
А.Ф. Будищев в 1859-1868 гг. возглавлял экспедицию, обследовавшую леса на территории Приморья и Нижнего Амура, им была составлена ""Карта Приморского и Приамурского краев и побережья Японского моря".
Начало систематическим гидрографическим исследованиям на Дальнем Востоке было положено Амурской экспедицией Г.И. Невельского, картографировавшей побережье от залива Святого Владимира до р. Тюмень - Ула (Туманная).

Комплексные исследования продолжили К.С. Старицкий (1868-1870), Л.П. Елагин (1870-1874), Э.В. Майдель (1874-1879). В 1879 г. для точного картографирования прибрежных вод залива Петра Великого и Амурского лимана во Владивостоке под начальством А.С. Стенина была сформирована Отдельная съемка Восточного океана, преобразованная в 1897 г. в Гидрографическую экспедицию Восточного океана под руководством М.Е. Жданко. Она предназначалась для выполнения морской описи в дальневосточных морях России и в Желтом море (в интересах Тихоокеанской эскадры).

Макаров Степан Осипович
В 80-х годах под руководством выдающегося русского флотоводца и ученого С.О. Макарова морские офицеры вели гидрографическое, метеорологическое и океанографическое изучение Японского моря.
С августа 1886 г. по май 1889 г., командуя корветом "Витязь", С.О. Макаров совершил кругосветное плавание, обобщив свои наблюдения в фундаментальном научном труде "Витязь" и "Тихий океан", получившем премию Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и золотую медаль Императорского Русского географического общества.

С конца 80-х годов на территории региона начались исследовательские работы в связи с изысканием трассы Транссибирской магистрали: в Забайкалье ими руководил известный ученый В.А. Обручев, на Уссурийском участке железной дороги (1887-1888 гг.) - инженер А.И. Урсатти.
После окончания работ на трассе геологи приступили к изучению золотоносных районов. Под руководством П.К. Яворского была составлена первая детальная десятиверстная карта Амурско - Приморского района.
В составе экспедиции, работавшей в полосе предполагаемого строительства Амурской железной дороги, начал свою деятельность ботаник и географ В.Л. Комаров. Летом 1895 г. он вел обследование Зейско-Буреинской равнины. Впоследствии неоднократно совершал поездки на Дальний Восток, исследовал низовья р. Уссури, бассейны рек Тунгуски и Биры, равнины Приамурья, Камчатку, территорию Приморья, а также путешествовал в Маньчжурию, Монголию, Корею.
В 1900 г. на Дальний Восток приехал В.К. Арсеньев. Почти 30 лет, проведенных им на Дальнем Востоке, стали своего рода непрерывной длительной экспедицией. Он прошел пешком и на лодках, проехал на лошадях десятки тысяч километров по неизведанным районам Амура и Сахалина, Камчатки и Уссурийского края, собрал и описал богатейшие естественноисторические и этнографические коллекции. В.К. Арсеньевым опубликовано более 50 научных и научно-популярных работ, подготовлено множество отчетов, докладных записок.

Становление и развитие научных исследований в регионе связано с организацией научных обществ, музеев, отделов Императорского Русского географического общества. В 1884 г. во Владивостоке было создано Общество изучения Амурского края (ОИАК), первым председателем которого стал Ф.Ф. Буссе. За 32 года жизни на Дальнем Востоке он совершил множество экспедиционных поездок по Амурской и Приморской областям, собрал разнообразный материал о заселении края, одним из первых сделал вывод о больших возможностях развития сельского хозяйства. Весьма значительна роль Ф.Ф. Буссе в развертывании этнографических, археологических, филологических исследований.
В 1890 г. во Владивостоке открылся первый на Дальнем Востоке краеведческий музей, созданный Обществом изучения Амурского края. Позже подобные музеи появились и в других городах. В 1896 г. членами Общества был заложен Ботанический сад во Владивостоке.

В 1894г. Общество изучения Амурского края стало владивостокским филиалом открывшегося в Хабаровске Приамурского отдела Русского географического общества.
Во второй половине XIX века в регионе возникли и другие научные общества. Отделение Русского технического общества во Владивостоке занималось военно-морскими инженерными вопросами, проблемами горного дела и электротехники. Деятельность Общества врачей Южно-Уссурийского края была направлена на развитие медицины и здравоохранения. Приамурское юридическое общество объединяло всех правоведов края. Все общества вели активную краеведческую исследовательскую работу.
21 октября 1899г. во Владивостоке было открыто первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке - Восточный институт, в котором занимались изучением соседних стран и территорий - Китая, Тибета, Маньчжурии, Кореи, Японии.
В институте впервые в России читались курсы японской и корейской словесности. Преподаватели Восточного института. Н.В. Кюнер, П.П. Шмидт, А.В. Рудаков, А.В. Гребенщиков, Г.Ц. Цыбиков писали учебники, книги по современной истории, филологии, географии, экономике, правоведению азиатских государств, поддерживали контакты с учеными зарубежного Востока. При институте была сформирована одна из лучших в России библиотек по востоковедению. Фактически институт стал центром востоковедения в России. Он способствовал развитию экономических, политических и культурных связей со странами Востока.

Изучение Дальнего Востока во второй половине XIX века дало плодотворные результаты: было выяснено в общих чертах геологическое строение территории, даны ее географические характеристики, биолого-почвенное, океанографическое,
гидрографическое и этнографическое описания. Выявился и круг вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.
региона, Востока, России, Дальнем, Востоке, более, Дальнего, хозяйства, области, общества, территории, Развитие, земли, регионе, Амурского, сельского, Приморской, Владивостоке, Русского, Амурской

Статьи

. Социально-экономическое развитие юга Дальнего Востока и его научное изучение Развитие сельского хозяйства. Специфика колониальной политики не могла не оказать влияние на экономику региона. Освоение восточной окраины российской империи носило преимущественно аграрно-с
Комментировать могут только зарегистрированные жители Хабаровска.

>>> Минеральное масло
>>> В Хабаровске вновь выберут лучших меценатов года
Кандидатом на получение Почетного знака «Меценат года - 2016» может стать любой гражданин, активно и систематически помогающий нуждающимся ...
>>> Перечень почетных званий в законе «О наградах Хабаровского ...
>>> В субботний сентябрьский день депутат Законодательной ...


Редакция портала:

Благодарим за интерес к материалу Статьи . Есть небольшая рекомендация, если вы хотите быть в курсе всех новостей и событий города Хабаровска, то рекомендуем зарегистрироваться на портале Khabara.ru.

В Хабаровске: 11.12.2016

Погода Хабаровск: температура -21..-23 С, давление 762..764 мм рт.ст., ветер Юго-Западный, 1 м/с


$ Курс валют Доллар - 63,3028, Юань - 91,7379, Евро - 67,2086, ₽ ЦеныПробкиМероприятия



Общение
ольга, 37, Хабаровск, ищу: Парня от 35 до 42
Цель знакомства: Создание семьи - 10 декабря 2016

Анастасия, 31, Хабаровск, ищу: Парня от 29 до 36
Цель знакомства: Романтические отношения - 10 декабря 2016