Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в 1-й половине ХIХ в. Хозяйственное освоение территории

Морские подвиги И.
Морские подвиги И. Крузенштерна и Ю. Лисянского. Экспедиционное изучение Дальнего Востока, начатое в ХVIII в., продолжалось, приобретая все более научный и целенаправленный характер. Первое кругосветное плавание, организованное совместно Российско-Американской компанией и русским правительством, относится к началу ХIХ в. Европейцы к этому времени совершили достаточно много кругосветных плаваний. После окончания первого кругосветного плавания Ф. Магеллана прошло около трех столетий.
Долгие годы опытный капитан И.Ф. Крузенштерн вынашивал мысль об организации плавания в северную часть Тихого океана, к берегам Дальнего Востока и Русской Америки. В августе 1802 г. он был назначен начальником первой кругосветной русской экспедиции, в задачу которой входило более детальное изучение морского пути в Русскую Америку, проведение научных изысканий и закрепление российских прав на открытые земли. Кроме этого мореплаватели должны были описать берега Сахалина и исследовать устье Амура.
На двух кораблях - “Надежда” (командир И. Крузенштерн) и “Нева” (командир Ю. Лисянский) в июле 1803 г. экспедиция вышла из Кронштадта.
Только в марте 1804 г. мореходы вышли в Тихий океан. “Надежда” направилась на Камчатку, а “Нева” - к Аляске. На обратном пути Крузенштерн обследовал и положил на карту восточный берег Сахалина. Войдя в Амурский лиман и обнаружив там опресненную воду, Крузенштерн правильно определил, что неподалеку находится устье Амура. Вместе с тем, допустил ошибку, предположив нахождение перешейка, соединяющего Сахалин с материком. Путь на юг, в сторону Японии был малоизвестным и тяжелым из-за постоянных тайфунов. В своем дневнике Крузенштерн записал: “Сколько я ни слыхивал о тайфунах, случающихся у берегов китайских и японских, но подобного сему не мог себе представить. Надобно иметь дар стихотворства, чтобы живо описать ярость оного”. В
октябре 1804 г. “Надежда” прибыла в Нагасаки. Недружелюбие со стороны японских властей, ограничения в передвижении и строжайший режим в отношении членов экспедиции не испугали их. Крузенштерн смог определить географическую широту Нагасаки, натуралист Лангсдорф сумел достать рисунки животных острова, а посланник русского правительства Резанов составил “Краткое русско-японское руководство” и “Словарь русско-японского языка”, впоследствии изданный Российской Академией наук.
Успешным было плавание Лисянского на “Неве”. В целом первое кругосветное плавание русских было большим вкладом и в историю флота и в географическую науку. Крузенштерн и Лисянский уточнили карту Мирового океана, дали описание неизвестных ранее мест, а собранные ими коллекции представляли научную ценность. Имена первых русских путешественников вокруг света поставлены на карту мира. Остров Лисянского в Тихом океане, мыс на Аляске, и острова в Тихом океане, названные именем Крузенштерна - дань русским мореплавателям, открывшим новую эру в истории русского мореплавания. В 1873 г. в Петербурге на набережной Васильевского острова был установлен памятник (авторы - скульптор И.И. Шредер и архитектор А. Монгетти) с надписью “Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг”. Стоя на бронзовом пьедестале, он устремил свой проницательный взор вдаль, словно благословляя будущие морские подвиги и открытия славных сынов своей Отчизны.
Утверждение позиций России на Тихом океане. Вторым по значимости и результатам исследований можно считать кругосветное плавание, совершенное В.М. Головниным. Он отправился из Кронштадта на шлюпке “Диана”. Старшим офицером у него был П.И. Рикорд.
Его экспедиция проходила под русским военно-морским флагом, а не флагом Российско-Американской компании, как это было раньше. Целью плавания Головнина было описание Курильских островов. Его первая встреча с японцами на острове Итуруп была нелицеприятной, а вторая - на о. Кунашир - закончилась пленением Головнина. Вместе с двумя офицерами и четырьмя матросами он провел в плену на Хоккайдо два года и три месяца. Его помощник П.И. Рикорд продолжил изучение Курильской гряды, а два года спустя, добился освобождения увезенного в Японию Головнина. После освобождения Головнин вернулся в Петропавловск. Его правдивые “Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев” (1816 г.) читались и читаются как приключенческий роман. В книге подробно описываются различные предметы быта японцев, сведения о географии, национальном характере, обычаях, государственном устройстве и др. В 1817-1819 гг. он совершил еще одно кругосветное плавание на шлюпе “Камчатка”, уточнив положение ряда островов на северо-востоке.

В 1842-1845 гг. Российская Академия наук организовала экспедицию по изучению дальневосточного региона под руководством ботаника, зоолога и картографа Александра Миддендорфа.
Более 30 тысяч километров нехоженых троп прошли ее участники по Таймыру, Якутии и Приамурскому краю. Данные о реках, горах, населенных пунктах, климату, а также зоологии, ботанике и этнографии, представленные Академии наук не только расширили познание севера Сибири и Дальнего Востока, но и положили начало научному изучению юга Дальнего Востока.
По-прежнему должное внимание исследованиям географического, этнографического характера уделяли руководители Российско-американской компании. Почти 25 лет ушло на составление атласа северо-западных берегов Америки и Алеутских островов у одного из руководителей компании М.Д. Тебенькова. Атлас получил высокую оценку и признание у моряков и ученых.
Несмотря на более скромные результаты экспедиционной деятельности в первой половине ХIХ в. по сравнению с блестящими открытиями ХVIII века, следует выделить их особое значение. Во-первых, Россия утвердилась как великая морская держава, во-вторых, исследование приобретенных территорий переходит в плоскость правительственной политики, в-третьих, активизировался процесс хозяйственного освоения региона, в-четвертых, открыта страница русских кругосветных мореплаваний и, в-пятых, Россия вплотную подошла к вопросу о необходимости решения вопроса о государственной границе в этом регионе.
Новый импульс получили исследовательские работы на Дальнем Востоке после образования в 1845 г. Императорского Русского географического общества, которое инициировало новые научные географические и этнографические экспедиции.
Особенностью их со второй половины ХIХ в. являлась южная направленность: Приамурье, Сахалин, Приморье. В это время русские моряки Е.В. Путятин, И.Ф. Крузенштерн и др. добились возобновления исследований у берегов Сахалина.
В 1846 г. северо-западное побережье острова описывал подпоручик флотских штурманов А. Гаврилов, а позже начались исследования Г. Невельского.

Итак, в ХVIII - первой половине ХIХ вв. все морское побережье от мыса Дежнева до устья Амура (включая Командорские острова, Камчатку, Сахалин и Шантарские острова) были полностью закреплены за Россией. Царским указом, последовавшем в апреле 1853 г. закреплялись в качестве российской территории все земли, обследованные и фактически занятые русскими в Приамурье и Приморье в первой пол. ХIХ в. Присоединение обширных пространств Северной Азии и Дальнего Востока к России сопровождалось их хозяйственным освоением и колонизацией переселенцами. Остановимся на наиболее характерных особенностях этого процесса.
Хозяйственная колонизация региона. Промышленный облик региона формировался в соответствии с экономической политикой государства в рассматриваемый период. Она отличалась приоритетным развитием горнодобывающей, металлургической, судостроительной отраслей, строительством казенных предприятий и принудительным трудом на них в основном крепостных крестьян. Регион в этом отношении не был исключением. Поскольку Российское государство испытывало острую нужду в драгоценных металлах, на новых территориях активно велись их поиски. Петровские преобразования требовали огромных средств, что вело к их поиску в новых землях. Уже в 1704 г. по указу Петра I первый сереброплавильный завод на Дальнем Востоке (Аргунский) был в спешном порядке реконструирован с целью увеличения производства серебра. В дальнейшем его производственные площади постоянно расширялись. С 1708 по 1712 гг. количество работающих там увеличилось в 2,5 раза, а выплавка чистого серебра составляла 11 пудов в год. В 1721 г. Нерчинский завод по распоряжению Петра I был передан в ведение Берг-коллегии и считался предприятием государственного значения. Для работы на нем присылались лучшие специалисты (мастер А. Левандиан, А. Попов, комиссар Т. Бурцов, руководитель предприятия П. Дамес и др.). Долгое время Нерчинский горный округ был единственным в России поставщиком серебра. Лишь со второй половины ХVIII в. на Дальнем Востоке возникла сеть серебросвинцовых заводов. Кроме этого в широких масштабах добывалось золото на Урале, Забайкалье, Алтае.
С появлением русских в регионе началась промышленная выплавка железа, обусловленная потребностями на железные изделия. Одним из крупнейших железоделательных заводов был Петровский, названный в честь Петра I, расположенный к северу от Нерчинского сереброплавильного завода. В ХVIII в. он давал около 10 тыс. пудов изделий в год, а в 30-40-е годы ХIХ в. на нем производились двигатели для первых речных пароходов “Аргунь” и “Шилка”. Важным направлением промышленного развития в эти годы являлось судостроение, также берущее начало с петровской эпохи. Со второй пол. ХVIII в. к основным судостроительным центрам - Нерчинску, Охотску, Якутску - добавляется Петропавловск-Камчатский. В целом морское и речное судостроение на

Дальнем Востоке практически обеспечивало потребности края в средствах передвижения и доставке грузов.
Что касается обрабатывающей промышленности, то, как и в центре страны, она развивалась крайне медленно и была представлена ремеслом, кооперацией, мануфактурой. Города были небольшими и обрабатывающая промышленность, главным образом, работала на заказ.
Подводя итог промышленному развитию региона в ХVIII-1-й пол. ХIХ вв., следует отметить невысокий его уровень, что объяснялось крепостничеством, государственной монополией, отсутствием рынка рабочей силы и необходимой инфраструктуры, а также слабой заселенностью края.
Несколько иначе обстояли дела с хлебопашеством. Несмотря на потерю в результате Нерчинского договора разработанных земель, вскоре основным земледельческим районом становится Забайкалье. Правительство всячески поощряло земледелие в новых районах, понимая целесообразность обеспечения населения продовольствием на местах. Регулируя землеустройство и землепользование в дальневосточных территориях, правительство, таким образом, через ряд льгот привлекало крестьян к их аграрному освоению. Культивировались основные земледельческие виды растений: озимая и яровая рожь, ячмень, гречиха овес, конопля. На приусадебных участках выращивали овощи. Шаг за шагом русские крестьяне своим трудом создавали аграрные оазисы там, где никогда раньше не проживали земледельческие племена. К середине ХVIII века, согласно правительственной политике, на Камчатку и др. районы стали переселять государственных крестьян. Наряду с привычным земледелием в непривычных условиях русские крестьяне успешно осваивали совершенно новый для них вид занятия - охоту и рыболовство. Аграрное освоение не только способствовало решению проблемы продовольствия и развития производительных сил региона, но и свидетельствовало о закреплении его за Россией.
Колонизация новых территорий сопровождалась активизацией торговли. В рассматриваемый период торговля значительно расширила границы, в частности, на северо-восток. В составе торгового люда произошли изменения: значительно расширился круг местных купцов. Но самой значительной особенностью явилось появление торгово-промышленных компаний в т.ч. крупнейшая из них - Российско-Американская. Как и центральной части России, здесь стали формироваться ярмарки: Якутская, Чукотская, Охотская, Анадырская. Набирала силу и популярность разъездная торговля. Сформировавшийся в Кяхте центр внешней торговли свидетельствовал об активном включении Дальнего Востока в международный рынок.

Таким образом, хозяйственное освоение Дальнего востока в ХVIII - первой пол. ХIХ в. проходило быстрыми темпами, как на основе народной колонизации, так и при активном вмешательстве государства. В структуре и содержании экономики края произошли существенные изменения. К сожалению уже на том этапе закладывалась основа для использования региона в качестве сырьевого придатка.

Также по теме:
Хабаровская документация города.